carlos> Например, вера в злокозненность черной кошки, перебежавшей через дорогу - совместимо с атеизмом, или все-таки нет?
Просто тут требуется соглашение по второму определению (которым тоже постоянно злоупотребляют верующие) — разделение веры религиозной, веры в метафизическое и уверенности в фактах.
Очень распространена такая манипуляция: «
Человек не может всё проверить сам, значит верит в большую часть окружающих вещей, значит он верующий». «
Учёные верят в атомы, которые сами пощупать не могут, значит — верующие». Просто сразу надо говорить, о какой вере идёт речь
В случае с чёрной кошкой:
— С точки зрения ортодоксального христианина это
суеверие по определению. Т.е. такая вера человека ложна.
— С точки зрения верящего во всякую мистику — это однозначно дурная примета, надо принять меры.
— С точки зрения агностика — хрен его знает, что там с кошками и приметами. Народная мудрость не просто так возникает, может, и есть что-то такое, что нам так легко не понять. Так что иногда не помешает сплюнуть три раза через плечо или обойти другой дорогой.
— С точки зрения примитивного атеиста, никакой мистики нет, кошки не могут влиять на нашу удачу, поэтому суеверия для такого атеиста также лживы, как и для христианина.
— С точки зрения образованного атеиста, мы не можем гарантировать отсутствие реакции подсознания на заложенные с детства паттерны поведения, поэтому, если мы много раз слышали, что чёрная кошка — к беде, то наше подсознание может на это настроиться и направлять наше поведение в неблагоприятную сторону. Или может включиться механизм самоосуществляющихся ожиданий, когда мы станем в огромном количестве неосознаваемых нами окружающих факторов акцентироваться на негативные. Поэтому, если ты не уверен в своём подсознании, то не помешает и сплюнуть три раза через плечо. Никакой мистики тут нет, просто игры неуправлямых глубин мозга. «
На грех и курица пёрнет» ©