Москва. 8 июля. INTERFAX.RU - ФГУП "Почта Россия" оценивает реализацию поправок в законодательство из "антитеррористического пакета" (так называемого "закона Яровой" не менее чем в 500 млрд рублей, говорится в сообщении предприятия. Эти средства будут направлены на закупку специального оборудования и привлечение подготовленных специалистов во все 42 тыс. отделений почты.
"При это более 100 млрд рублей потребуется выделять ежегодно на его обслуживание и оплату труда персонала, обеспечивающего контроль при приеме почтовых отправлений", - говорится в сообщении.
"Почту России" закон обязывает проверять посылки на наличие взрывчатых и ядовитых веществ. Кроме того, оператор почтовой связи обязаны принимать меры по недопущению к пересылке почтой оружия, взрывчатки, ядовитых растений и животных, наркотиков, ядов, денег, скоропортящихся продуктов. Для этого почтовые работники могут использовать рентгенаппараты, радиоскопические устройства, металлодетекторы, газоанализаторы, химическую аппаратуру, а также другие устройства, которые помогают обнаружить оружие, взрывчатку.
"Учитывая масштабы и огромную географию нашей страны, реализация законодательных изменений потребует серьезной проработки и ресурсов как с точки зрения их технического, так и финансового обеспечения", - отмечает "Почта России".
Как говорится в сообщении почтового оператора, закон требует "более детальной проработки и понимания как объемов реальных финансовых затрат, так и их источников, с тем чтобы его выполнение не сказалось на эффективности функционирования важнейшей социальной инфраструктуры государства, каковой всегда была и остается почтовая связь".
Private Internet Access, один из cамых популярных сервисов предоставляющих услуги VPN, в своей почтовой рассылке объявил об уходе из России. Причиной послужило то, что часть российских серверов компании недавно была конфискована властями без каких–либо легальных оснований. Однако, по их словам, пользователям не о чем беспокоиться, так официальной политикой сервиса является отказ от хранения логов.
В связи с этим PIA приняло решение о прекращении бизнеса на территории РФ, отключении российских выходных серверов и превентивной смене сертификатов. В целях безопасности всем пользователям сервиса предложено скачать новое приложение или вручную обновить конфигурацию VPN.
7 июля 2016 года президент РФ Владимир Путин не только подписал «пакет Яровой», но и раздал ведомствам соответственные поручения, необходимые для претворения законов в жизнь.
Так, Минпромторгу России совместно с Минкомсвязи России было поручено «провести анализ и представить предложения в части возможности, сроков и объемов финансовых затрат в целях организации производства отечественного оборудования и создания отечественного программного обеспечения, необходимого для хранения и обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений пользователей сети Интернет и информации об этих пользователях, с указанием конкретных производственных площадок в Российской Федерации».
Напомню, что «пакет Яровой» обязывает операторов сотовой связи и интернет-провайдеров хранить данные о звонках, сообщениях и трафике абонентов на протяжении длительного периода времени: до полугода. Мета-данные и вовсе будет сохранятся на срок от одного до трех лет.
Олег Фомичев рассказал, что МЭР совместно с Госдумой планируют разработать поправки к антитеррористическому пакету законов:
«Министерство связи и массовых коммуникаций, которое в правительстве эту тему ведет, свою позицию довело. Мы с ней в значительной степени согласны и считаем, что нужно будет поработать совместно с Госдумой над уточнением отдельных положений этого закона, чтобы было понимание, как он должен реализовываться в реальной жизни. Пока этого понимания нет».
В частности замглавы Минэкономразвития указал на тот факт, что могут возникнуть сложности с оборудованием соответствующего класса, которое необходимо для выполнения требований «пакета Яровой».
«Вопрос с оборудованием гораздо сложнее [чем с ПО], потому что, насколько мы видели оценки, когда этот вопрос обсуждался, такого класса оборудования и в таком количестве и за рубежом нигде, на самом деле, на сегодняшний день нет», — пояснил Фомичев.
В тот же день, 14 июля, свой доклад президенту представил глава Минкомсвязи Николай Никифоров. Он также заострил внимание на вопросе отсутствии оборудования и отметил, что в большинстве случаев такая аппаратура еще не выпускается в РФ, хотя его министерство и Минпромторг разрабатывают техзадание на его производство внутри страны. В ответ на это президент Владимир Путин поручил Минкомсвязи и Минпромторгу подготовить соответствующее ТЗ для российских компаний по производству нужного оборудования.
[/quote] izvestia.ru/news/622060А какой у вас мессенджер?«Этот надо сделать оперативно. Надо загружать свои предприятия, тем более это хороший гарантированный заказ», — заявил Путин на совещании с членами правительства.
И если вы полагаете, что вас как законопослушного гражданина, не имеющего никакого отношения к террористам и, скажем, незаконной миссионерской деятельности, этот закон вообще никак не касается, то вы ошибаетесь. Потому что в нем есть поправка в статью 13.6 Кодекса об административных правонарушениях. Эта статья предусматривает ответственность за использование в сетях связи несертифицированных средств связи, если законодательством предусмотрена их обязательная сертификация. Теперь после слов «средств связи» в этой статье написано «или несертифицированных средств кодирования (шифрования)».
Понимаете? Вы (каждый конкретный гражданин) больше не можете пользоваться на своем телефоне программой, кодирующей информацию, если эта программа не сертифицирована, а законодательство требует такой сертификации. И любой полицейский на улице может наложить на вас за это взыскание. Штраф от 3 тыс. до 5 тыс. рублей с возможной конфискацией средства связи.
Что же это за программы? Ну вообще кодируют информацию все программы, поскольку никакой некодированной информации в компьютере вообще не бывает, такова его природа. Ну да не будем теоретизировать — речь идет о шифровании, причем шифровании теми программами, сертификации которых требует законодательство. Например, законодательство потребует сертификации мессенджеров. Кто-то из создателей мессенджеров, конечно, пойдет и получит соответствующий сертификат.
А кто-то рассмеется из своего прекрасного далека. Как, например, создатель программы Telegram Павел Дуров. Мы все поразимся смелости Павла Дурова и его гражданской принципиальности, но ведь это совсем не проблема Павла Дурова. Это теперь проблема каждого из нас, у кого на телефоне установлена Telegram. Потому что, используя ее, мы нарушаем законодательство. Приготовьте ваши от 3 тыс. до 5 тыс. рублей и держите их наготове.
А пока давайте в очередной раз возмутимся тем, что бедным сотовым операторам придется потратить множество денег для обеспечения никому не нужного хранения никому не нужной информации. А также посетуем, что какой-нибудь VPN-сервис закрыл свой бизнес в России, как объявивший об этом на днях Private Internet Access.
Но когда операторы и сервисы договорятся с правительством (а они договорятся, поверьте, у них есть механизмы), поправка в статью 13.6 Кодекса об административных правонарушениях никуда не исчезнет. Она там останется, и полиция будет хорошо знать, что эта поправка существует. И что именно надо искать в телефоне того человека, который ей (то есть полиции) не понравился.
Статья 6
Внести в Федеральный закон от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 51, ст. 5681; 2011, N 1, ст. 10; N 50, ст. 7351; 2012, N 29, ст. 3993) следующие изменения:
1) часть вторую статьи 1 изложить в следующей редакции:
"К оружию не относятся изделия, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружием (далее - конструктивно сходные с оружием изделия). Конструктивно сходные с огнестрельным оружием изделия не должны содержать в своем составе основные части огнестрельного оружия.";
2) часть шестую статьи 16 изложить в следующей редакции:
"При производстве огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового оружия, сигнального оружия, пневматического оружия и конструктивно сходных с оружием изделий запрещается использовать основные части боевого ручного стрелкового оружия и служебного огнестрельного оружия, в том числе снятого с учета в государственных военизированных организациях, а также списанного."
Статья 11
...
3) в статье 13.6:
а) наименование после слов "средств связи" дополнить словами "или несертифицированных средств кодирования (шифрования)";
б) абзац первый после слов "средств связи" дополнить словами "или несертифицированных средств кодирования (шифрования) при передаче сообщений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
...
б) дополнить частью 2.1 следующего содержания:
"2.1. Неисполнение организатором распространения информации в сети "Интернет" обязанности предоставлять в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.";
Статья 13
Внести в Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2895; 2006, N 31, ст. 3452; 2007, N 7, ст. 835; 2010, N 7, ст. 705; N 31, ст. 4190; 2012, N 31, ст. 4328; N 53, ст. 7578; 2013, N 48, ст. 6162; 2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4273; N 49, ст. 6928; 2015, N 29, ст. 4383; 2016, N 15, ст. 2066) следующие изменения:
1) пункт 1 статьи 46 дополнить абзацем следующего содержания:
"прекратить при поступлении соответствующего запроса от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, оказание услуг связи в случае неподтверждения в течение пятнадцати суток соответствия персональных данных фактических пользователей сведениям, заявленным в абонентских договорах.";
2) в статье 64:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Операторы связи обязаны хранить на территории Российской Федерации:
1) информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений пользователей услугами связи - в течение трех лет с момента окончания осуществления таких действий;
примечание: Абзац четвертый подпункта "а" пункта 2 статьи 13 вступает в силу с 1 июля 2018 года.
2) текстовые сообщения пользователей услугами связи, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей услугами связи - до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки. Порядок, сроки и объем хранения указанной в настоящем подпункте информации устанавливаются Правительством Российской Федерации.";
б) дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:
"1.1. Операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, указанную информацию, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи и иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.".
Д. М.: Мы же пока не знаем, какие они собираются закупать планшеты или смартфоны.
М. А.: Да, пока не известно. И здесь, возможно, будут свои зашифрованные каналы связи. Кстати, если мы уже заговорили про шифрование, про собственные чаты – после истории с "пакетом Яровой", правильно говорить Яровой-Озерова, в мессенджерах появилось следующее сообщение, например в WhatsApp, что сообщения защищены сквозным шифрованием, и у третьих лиц нет к ним доступа.
Д. М.: Это появилось задолго до.
М. А.: Когда обновилась версия.
Д. М.: Я думаю, на это просто внимание обратили. А так это появилось уже за несколько месяцев.
М. А.: А что это означает?
Д. М.: Это означает, что когда вы с кем-то начинаете переписываться, то ключи шифрований генерятся на ваших конечных устройствах, на ваших смартфонах, и, соответственно, канал, по которому вы общаетесь, шифруется. Это становится похоже, как будто вы отдельный провод натянули между двумя своими устройствами, и таким образом это работает.
М. А.: То есть эту переписку довольно сложно получить спецслужбам?
Д. М.: С точки зрения перехватить и прочитать – наверное, можно сказать, ближе к невозможному.
М. А.: Тогда внимание, вопрос. Как это с нашим законодательством будущим, вступит в силу же когда-то там "пакет Яровой", сообщается? Это нарушение законодательства или нет?
Д. М.: Грубо говоря, все зашифрованные сообщения как есть должны будут быть сохранены. Это исполнение закона со стороны операторов. И вторая часть говорит о том, что оператор или организатор распространения информации, к которому относится как раз компания, владеющая этим мессенджером, обязаны выдать российским спецслужбам ключи для дешифрации этого трафика. Вторая часть к исполнению очень сильно затруднена и она, скорее, невозможна, потому что этих ключей у компании нет физически.
М. А.: Да, получается, нет.
Д. М.: Предположим, для того чтобы было проще понять, как это работает, мы сейчас с Вами общаемся, и в какой-то промежуток времени мы договоримся, что будем вместо слов называть номер страницы, строки и положения слова в строке. И так будем с Вами общаться. Мы имеем на это право? Если нам так хочется.
М. А.: Да, просто нас никто не поймёт.
Д. М.: Да, нас никто не поймёт. Соответственно, с мессенджерами происходят примерно ровно то же самое. Как бы никто не понимает, но две стороны договорились. Только в данном случае договорились не мы с Вами, а наши технические устройства. И как они договорились – это тоже просто алгоритм. Можно сказать, случайный алгоритм.
Достаточно сказать, что у Вас в библиотеке Вашей домашней и у меня хотя бы 10 одинаковых книг, и, случайным образом, подбрасывая монетку, мы одновременно вытаскиваем с полки книгу, например, Чехова, и по ней начинаем передавать. То есть сам алгоритм понятен, но ключ становится просто случайным набором, случайной комбинацией. Естественно, отвечать за это автор программы не может так же, как за команду случайных чисел в компьютере.
М. А.: Это понятно, но тогда это противоречит же законам.
Д. М.: Да, он не может быть исполнен в этой части.
М. А.: А какая-то ответственность предусмотрена?
Д. М.: Конечно, да.
М. А.: Кому тогда?
Д. М.: Операторам и распространителям информации.
М. А.: Всех оштрафуют?
Д. М.: Да. Соответственно, не только оштрафуют, но и, так как они будут нарушать, то у них в теории должны отозвать лицензию, если это оператор связи. И он не сможет предоставлять услуги связи на территории Российской Федерации. А компанию, которая владеет мессенджером, должны заблокировать, и она не должна быть доступна.
М. А.: Получается, что у нас все мессенджеры окажутся заблокированными.
Д. М.: Теоретически да.
М. А.: Очень интересно. И как быть?
Д. М.: Как быть, я не знаю.
М. А.: Как жить без мессенджеров?
Д. М.: Пока никто не знает. Поэтому единственный вариант у нас – ждать, когда что-то начнёт происходить, или какая-то ясность будет возникать.
М. А.: Получается, это сделали же как раз под закон Яровой, так совпало? Там разница во времени небольшая.
Д. М.: Никто не делал это под закон Яровой.
М. А.: Но раньше не было этого специального шифрования.
Д. М.: Этого не было, да, но я Вам ещё раз повторю, что шифрование, если Вы говорите про мессенджер Facebook или тот же самый WhatsApp, где это всё появляется – это было сделано до. Может быть, просто в зависимости от того, когда обновилось устройство, когда человек обратил на это внимание. Это совпало у нас чисто визуально.