PSS>> У Германии начала 90х была куда большая проблема.
энди> Проблема другого плана совершенно ,не было никакой цивилизационной пропасти между людьми.Думаю немцам необходимо принять еще миллионов 5 бешенцев ,будет нормуль.
При этом, проблема была очень и очень серьезная. ФРГ еле ее потянула. А проблемы есть и сейчас. Вот я точно уверен, что уже бросал информацию по теме. Но поиск не находит. Так что продублирую
Что же касается ГДР, то она, хотя и находилась в первой десятке промышленно развитых стран, но достижения ее, по сравнению с западногерманскими были более чем скромны, что видно из прилагаемой таблицы.
Тем не менее на фоне кризисных явлений в других странах восточно блока положение ГДР в 1970-х — начале 1980-х гг. внешне выглядело благополучно. Об этом свидетельствовали и относительно стабильный производственный процесс, и полные витрины магазинов, и достаточно высокий жизненный уровень граждан.
...
Но затем, на смену всеобщей эйфории пришел кризис в виде экономических и социальных издержек объединения. Стало очевидным, что интеграция новых земель в прежнюю ФРГ, переход от централизованно управляемой экономики к социальному рыночному хозяйству — дело беспрецедентное. Заблаговременно разработанной концепции такого перехода не было ни у кого, в том числе и у правительства Коля.
Очень скоро оказались развеяны надежды на относительную безболезненность процессов объединения, на естественность слияния двух германских государств в единое целое.
Состояние «народных предприятий», о котором говорилось выше, не позволяло им выдержать конкурентной борьбы даже внутри самой Восточной Германии. Их положение серьезно осложнялось еще и тем, что были нарушены традиционные экономические связи, исчезли рынки сбыта в бывших социалистических странах, в том числе и в России.
Кризис в народном хозяйстве дополнился отсутствием дееспособных органов земельной и коммунальной власти, что не позволяло, даже при наличии средств, начать реализацию мероприятий по улучшению условий жизни населения.
Одну из самых больших проблем объединенной Германии составил морально-политический климат в восточных землях (об этом мы тоже говорили). Надежды населения на быстрое улучшение положения в результате объединения не оправдались.
В марте 1991 г. вновь стала нарастать волна демонстраций протеста, основным лозунгом которых являлось требование уменьшения безработицы, прекращения закрытия предприятий. В Лейпциге, например, появились плакаты: «Верните нам стену!»
...
С учетом этого правительство ФРГ уже в первые месяцы после объединения пыталось одновременно обеспечить рост доходов всех групп наемных работников на востоке страны. В результате с середины 1990 г. до середины 1992 г. зарплата и жалованье восточных немцев почти удвоились и составили 60—70% тарифной зарплаты западных немцев при соотношении их производительностей как один к трем (1:3).
...
Но еще через 2 года, т.е. примерно через 6 лет после объединения страны, оплата труда на западе была на 30—50% выше, чем на востоке. По этой причине взрослое население страны продолжало перебираться с востока на запад. В течение 1991—1996 гг. на запад переселилось более 450 тыс. человек.
Однако шансы получить высокооплачиваемую работу получали немногие: в западной части Германии 9% лиц наемного труда также были безработными. Для сравнения отметим, что в восточных землях, по данным служб занятости, доля официально зарегистрированных и находящихся в скрытной безработице, приблизилась в 1995 г. к 25 % лиц наемного труда.
Предприниматели старых земель предпочитали местных специалистов, отчасти из-за большего доверия и соответствия квалификации западным стандартам, отчасти из солидарности. Появилась категория немецких «челноков» — трудящихся, совершавших рейсы для получения работы в западной части Германии, зачастую за мизерную оплату.
Возникли и посреднические фирмы, которые занялись поставкой рабочей силы из восточных земель, по существу, в аренду западногерманским фирмам.
Система социального обеспечения также не способствовала выравниванию уровня жизни. Одинаковыми были лишь условия получения социальных пособий. Но их реальный размер в бывшей ГДР был в 2—3 раза ниже, чем в западных землях и в большинстве случаев соотносился с прожиточным минимумом.
Не способствовала повышению жизненного уровня новых граждан ФРГ и финансовая реформа, т.е. обмен восточных марок на западные . Кроме тех категорий лиц, которым был предоставлен льготный обмен 1:1, (мы их выше называли), остальным гражданам восточных земель обмен был произведен в пропорции: две восточные марки на одну западную.
Нового «экономического чуда» не произошло. Планируемые темпы выравнивания разных уровней жизни достигнуты не были. Осторожные прогнозисты предполагают, что возможное выравнивание уровней жизни произойдет лишь к 2040-м гг.
...
Восточных и западных немцев разделяет стойкое недоверие.
В большей степени, похоже, недовольны западные немцы, так как они не желают смириться с финансовыми трудностями, которые легли на их плечи после объединения. Западные немцы смотрят на «восточников» как на людей малоинициативных, инертных, а порой просто считают их нахлебниками , за которых надо платить дополнительные налоги.
В целом, в стране больше недовольных, нежели удовлетворенных социально-экономическими последствиями объединения Германии, хотя политическое решение этого вопроса приемлет большинство граждан новой Германии.
Эта ситуация на начало нулевых. Если подумать, то это даже не оффтопик.