Было время, когда роман писателя Оруэлла «1984» был очень моден и воспринимался исключительно как произведение, обличающее советский тоталитаризм. Но... Было время, когда роман писателя Оруэлла
// www.nedelia.lt
Было время, когда роман писателя Оруэлла «1984» был очень моден и воспринимался исключительно как произведение, обличающее советский тоталитаризм. Но пришло время, когда многие явления сконструированного им утопического общества укоренились во многих других государствах, всячески открещивающихся от своего советского прошлого.
Поэтому придуманные писателем понятия и эпитеты стали реалиями и нашего быта. Мы, например, знаем, что следящий за нами «большой брат» (пусть даже и не очень большой, а так, средненький) находится не за пределами наших границ. Работа «министерства правды» заметна каждому, поскольку это ведомство с большим рвением запрещает, закрывает все источники информации, не соответствующие его, министерства, правде. А тех, кто пытается хотя бы робко возразить о возможности существования другой точки зрения, обрекают на молчание угрозой попадания в «чёрные списки». Тем самым поощряется придуманное Оруэллом двоемыслие. Но, пожалуй, больше всех его афоризмов мне нравится утверждение: «Незнание - сила!»
Действительно, чем меньше ты знаешь о тех или иных решениях власть имущих, их причинах и намерениях, тем больше ты радуешься мудрому руководству и его обещаниям открыть перед нами светлые горизонты. Например, мы как не знали, так и не узнаем в ближайшее время, сколько нам стоит удовольствие обладать собственным терминалом сжиженного газа, который в наших глазах независимый, а на самом деле норвежский. На днях нам сказали, что благодаря энергетической независимости мы, рядовые потребители, теперь будем платить меньше за газ. Поскольку мы, рядовые граждане, особенно голубым топливом не злоупотребляем, наверное, счастья своего не заметим. А сколько на самом деле в газовом коктейле норвежского, американского или российского компонента, вряд ли когда-нибудь узнаем. Также как мы никогда не узнаем, почему мировые цены на газ за два года упали почти втрое, а на наших кошельках это пока никак не отразилось. Впрочем, премьер пообещал, что в ближайшее время новая цена на газ позволит населению сэкономить «пару копеек». Поэтому нам лучше не знать, в чьи карманы текла разница, а радоваться и благодарить, что нам где-то за какую-то услугу предоставят скидку.
А как приятно было нам жить, думая, что на подступах к политическому Олимпу находится передовая прогрессивная молодёжь либеральных взглядов! Разве забыть нам их предвыборные акции с демонстрацией белых перчаток, клятвенными обещаниями сохранять в политике чистоту и непорочность, а главное - прозрачность во всех своих действиях. И тут как гром среди ясного неба: молодой и самый перспективный политик будущего, председатель Саюдиса либералов Элигиюс Масюлис по подозрениям компетентных органов взял немалую взятку у представителя олигархического клана «MG Baltic». Причём, предполагаемого взяткодателя бизнесмена Курлянскиса посадили на двадцать дней за решётку, а получателя, благородно отказавшегося от всех должностей и иммунитета, нет. Правда, когда пало подозрение, что злонамеренный бизнесмен ещё и крупного деятеля партии «трудовиков» Гапшиса якобы подкупал, чтобы никому не было очень обидно, Курлянскиса выпустили из застенков и посадили под домашний арест. А может быть, не захотели применить по прецеденту такие же строгие меры к новым фигурантам коррупционных дел? Ведь с обысками нагрянули и к главам телеканалов и других медиа-ресурсов, и к могущественному клану владельцев «Вильняус прекиба», который давно уже владеет половиной Литвы. А это никак не может ни сказаться на их отношениях с нашим депутатским корпусом и, естественно, членами правительства и самоуправлений. Вот я и говорю, что лучше бы нам не знать о том, что, оказывается, коррупция засела не в скромных подношениях врачам или букетах педагогам, а совсем в других местах. Между прочим, когда-нибудь СМИ информировали нас в подробностях, какие решения, требующие больших денежных вложений, принимаются в Сейме, правительстве и самоуправлениях, кто выигрывает конкурсы и почему? Самый яркий пример — многострадальный стадион в Вильнюсе, на всевозможные концепции по доведению его до ума потрачены миллионы. А воз, вернее, ржавые железки, и ныне там. Похожая история и с площадью Лукишкес. Сдаётся мне, что марафон идей, скандалов и коррупционных схем ждёт нас и с установкой памятника Йонасу Басанавичюсу. А уж, казалось бы, чего проще найти подобающее место отцу-основателю государства? Так что лучше нам со всеми этими, мягко говоря, сложными закулисными действиями не знакомиться. Не удивлюсь, если после завершения выборов в Сейм всё само собой рассосётся и устаканится.
Будучи человеком старой формации, я всегда выступаю за тех, чьи права ущемляются, поддерживаю трудящихся. Но вот последняя акция владельцев транспортных контор, выставивших пикеты у посольств ЕС и Франции, меня удивила. Казалось бы, они выступают против нечестной конкуренции. На самом деле, оказалось, против того, чтобы литовским водителям-дальнобойщикам, находящимся в командировке во Франции, платили бы столько же, сколько местным, и чтобы спали они не в кабинах, а как все европейские шофёры в мотелях. К слову, Германия такое правило уже ввела. Но с Германией, мотором Евросоюза, по поводу прав не потягаешься. Я, хоть убей, не могу понять, в чём наши владельцы транспортных фирм усматривают дискриминацию. Перевозки — это не производство молока и мяса. Затраты на них одинаковы, и прибыль, надо полагать, тоже. А уж нашим водителям надо радоваться и благодарить французские профсоюзы, которые в итоге заботятся об их интересах, тем самым принимая в свою европейскую семью. Ан нет. Оказывается, только парламентарии и министры могут себя чувствовать с коллегами на равных, когда речь идёт о зарплатах. А вот работники, мелкие служащие и пенсионеры живут в непонятном сером пространстве, не имеющем никого отношения к Евросоюзу и его ценностям. С ними можно делать что угодно, и никто не вякнет. Лучше бы мне этого не знать.