В заключение надо отметить, что вышедшая на новый глобальный уровень борьба с офшорной практикой ставит в весьма уязвимое положение «элиты» на постсоветском пространстве, в том числе и в России. Специфическая приватизация способствовала глубокому привитию офшорных практик на постсоветском пространстве. Под их прикрытием осуществлялся и идет потоком вывоз капитала. Посредством них под видом «иностранных» маскируются внутренние инвестиции. Кампания США и их союзников против офшоров в глобальном масштабе неминуемо поставит вопрос о «криминальном» характере постсоветского государства, который потребует, как минимум — его санацию, как максимум — деструкцию. «Панамой» США продемонстрировали, что могут легко предоставить документальные подтверждения продвигаемому в общественное пространство тезису о «криминальном государстве» на постсоветском пространстве. В подобной логике сейчас представлено внешнее охлаждение США и ЕС к их «союзникам» на Украине.
Разумеется, в создаваемом США глобальном мире без офшоров на легальных основаниях смогут действовать преимущественно транснациональные корпорации и банки, которые для получения прибыли не нуждаются в офшорном прикрытии и для которых действующие политики остаются лишь действующими на определенный срок политическими менеджерами.
Подробнее: «Панама»: в «глобальном мире без офшоров» легальными будут только транснациональные корпорации
Кажется, что компрометирующей информации в обсуждаемой статье меньше, чем хотелось бы её авторам. Даже если предположить, что вообще все акции «КАМАЗа», консолидированные «Тройкой» в 2008 году, были долгосрочными инвестициями тех, кто стоял за Сергеем Ролдугиным, то целью этих инвестиций была перепродажа с прибылью, а не долгосрочное замораживание средств в активе. Даймлеру удалось «впарить» только 15% акций КамАЗа, у офшора Avtoinvest Limited осталось 23,54%. Это, скорее, неудача, нежели победа. Кто бы не планировался выгодоприобретателем. Даже если и Владимир Путин собственной персоной, через своего друга Сергея Ролдугина.
...
Неназванность офшоров, дат и бенефициаров сделок с акциями «АвтоВАЗа» предельно затрудняет расшифровку компромата обсуждаемой публикации. Не ставя под сомнение добросовестность коллег из «Новой газеты» по поиску информации, остаётся попенять им на невыразительность и недостаточность данных в конечной публикации. Фактически невозможно подтвердить или опровергнуть их тезисы без доступа к документам Mossack Fonseca, из которых, увы, не приводится даже скромной цитаты. А анализ открытых источников их утверждения не подтверждает.
В настоящий момент ОАО «АвтоВАЗ» принадлежит на 74,5% компании Alliance Rostec Auto B.V., которой, в свою очередь, владеют Ростех, Renault и Nissan. 25,5% принадлежит миноритарным акционерам и торгуются на биржах. Не исключено, что некоторой частью «миноритарного пакета» владеют офшоры Сергея Ролдугина, но, опять же, это не очень значительная часть. Явно не такая, чтобы влиять на «АвтоВАЗ» как на бизнес или получать с него сколь-нибудь существенные дивиденды будучи простым акционером.
Возможно, в других отраслях Сергей Ролдугин и (возможно) стоящий за ним Владимир Путин и являются теневыми владельцами стратегических активов. Но в автопроме их след минимален.