В течение многих лет Абдулвахид Эдильгериев прятался в горах Чечни, организовывая нападения на сотрудников российских служб безопасности и избегая поимки. Он сумел вернуться живым из Сирии и Украины. Однако в ноябре его жизнь неожиданно оборвалась: его застрелили среди бела дня в Стамбуле, когда он отправился за покупками вместе со своей трехлетней племянницей.
// inosmi.ru
Это убийство стало очередным в серии дерзких нападений на чеченцев в турецкой столице, происходивших в последние несколько лет. Личных врагов поддерживаемого Кремлем чеченского лидера Рамзана Кадырова убивали в Москве, Вене и Дубае. И к этому, возможно, были причастны члены боевых формирований Кадырова. Однако турецкая прокуратура подозревает, что убийства в Стамбуле обладают характерными признаками более централизованных российских ударов.
Эти убийства так и не были прокомментированы российскими официальными лицами. Однако в 2003 году Владимир Путин подписал закон, позволяющий ФСБ проводить операции за границей, а теперь, когда отношения между Россией и Турцией в значительной мере ухудшились в связи с крушением российского бомбардировщика Су-24, сбитого турецкими ВВС в ноябре, потенциальные жертвы, которые живут на территории Турции, опасаются, что кампания против них может быть активизирована.
В одном из убийств, совершенном в 2009 году, было использовано оружие, носящие название «Гроза»: это пистолет, специально разработанный для российского спецназа и предназначенный для убийств — такое оружие сложно найти на открытом рынке. В убийстве троих чеченцев у дверей кофейни в Стамбуле, совершенном в 2011 году, как считают турецкие власти, принимали участие девять человек, в том числе два российских агента, которые бежали, оставив свои поддельные паспорта.
Единственный человек, которого удалось арестовать в результате всех убийств, оказался довольно загадочной фигурой, проходящей под псевдонимом «Зона». В 2012 году Зона, которого считают чеченцем, был задержан, когда он попытался въехать в Стамбул по поддельному грузинскому паспорту, выданному на имя Тимура Махаури. Сейчас он находится под следствием и обвиняется в причастности к ряду убийств. Ключевой уликой против него стала сделанная тайно видеозапись встречи Зоны с человеком, считающимся агентом ФСБ, в ходе которой они обсуждали убийство чеченцев. Прокуратура настаивает на пожизненном заключении.
Сейчас несколько тысяч чеченцев проживают в Стамбуле, где прежде было три лагеря для чеченских беженцев. Однако этот турецкий город также стал своеобразной базой для чеченских боевиков и их семей. Дети и жены боевиков годами жили в турецкой столице, а раненые боевики ездили туда на лечение.
Теперь все связанные с Кавказским Эмиратом чеченцы, живущие в Стамбуле, боятся нападений. Один чеченец, который недавно уехал из Стамбула на Украину сказал, что ему приходилось постоянно менять сим-карты и носить с собой пистолет, пока он жил в Турции: возможно, ему и не удалось бы избежать смерти, но крайней мере он попытался бы выстрелить в нападающих. Однажды я заметил несколько чеченцев, которые, находясь недалеко от автозаправки в одном из пригородов Стамбула, вели себя с большой осторожностью. Они по очереди вели наблюдение за окрестностями. «Нам приходится принимать множество мер предосторожности», — сказал один из этих людей, пожелавший сохранить свое имя в тайне.
За несколько дней до своего убийства Эдильгериев не замечал, что за ним кто-то следит, и не предпринимал никаких мер предосторожности, если верить словам его родственников. Но, по словам его друзей, этот хорошо сложенный чеченец с короткими волосами и рыжей бородой был ключевой фигурой в чеченской диаспоре сопротивления.
Пока никаких арестов по делу об убийстве Эдильгериева не произошло. В момент нападения железные ворота на парковку были открыты из-за поломки, которая произошла за два дня до этого — вряд ли это могло быть простым совпадением. Расстреляв чеченца, трое убийц быстро уехали, миновав расположенный поблизости полицейский участок. Они бросили машину в нескольких милях от места убийства и исчезли, смешавшись с толпой жителей Стамбула.