19 февраля «Интерфакс» со ссылкой на источник в Минобороны сообщил о существовании проблем с элементной базой у спутников военного назначения.
// eadaily.com
В целом ситуация выглядит так. Гендеректор ИСС им. Решетнёва Николай Тестоедов: «Импортная электронно-компонентная база в наших спутниках составляет от 25% до 75% именно по радиоэлементам; на военных поменьше, на коммерческих побольше. Из этой зарубежной электронно-компонентной базы американская составляет где-то 83−87%. И не потому, что она самая большая в мире, а просто мы в своей продукции используем только лучшие, только самые современные по функционалу элементы» (РБК). В декабре он же назвал цифры, относящиеся непосредственно к «Глонасс» — доля импортных комплектующих составляет 50%.
В ряде других случаев, например, с создаваемой системой спутниковой разведки «Акварель» (должна работать в том числе и в интересах ВМФ, дополняя систему «Лиана», обеспечивающую целеуказание; расходы на её создание в 2013-м оценивались в 70 млрд руб.) официальный список поставщиков выглядел менее компрометирующим — это «всего лишь» EADS (ответственная за радарную систему), Thales и израильская IAI.
Однако присутствие в европейских и тем более израильских системах американских компонентов почти неизбежно, не говоря уже о том, что к поставкам РФ запрещена и «специальная» электроника европейского производства. Как следствие, проблемы российского космоса из-за запрета импорта имеют обширный и трудноразрешимый характер.
В случае с собственно «Акварелью» 973-млн. сделка с EADS была, по информации Bloomberg, сорвана из-за запрета на поставку радаров с АФАР. Ситуация с собственно космическими компонентами выглядит ничуть не лучше. Например, ситуация с ИСЗ системы «Гонец» (низкоорбитальная система спутниковой связи, апогей 1000 км) в ноябре 2014-го выглядела так. Президент ОАО «Спутниковая система „Гонец“» Дмитрий Баканов: «В ходе заседания были представлены два альтернативных варианта перспективного облика космического аппарата „Гонец“… Оба варианта предусматривали примерно 90% импортных комлектующих. Разумеется, был задан вопрос: есть ли гарантии поставок всех включённых комплектующих? Гарантий нет, ответили проектанты».
Подробнее:
Евгений Пожидаев: Тяжёлая доля «Роскосмоса»