Совершенно внезапно для многих из нас в соседней стране вспыхнули массовые протесты, которые кому-то напоминают Майдан, а кому-то Анти-Майдан. Молдова – наша соседка, у которой с нами много общего – не только значительная часть общей истории, но и схожие проблемы. Тем не менее, мы, как правило, немного знаем о политической ситуации в этой стране – так что теперь многие из нас могут понять и рядовых европейцев или американцев, непонимающих сути и причин украинского кризиса. Такая информационная «разделенность» мешает нам не только помогать друг другу, но и учиться на чужих ошибках.
Молдова еще раньше нас столкнулась с кризисом государственности, национальными конфликтами, развалом промышленности и сельского хозяйства. В результате в многонациональной Молдове возникло Приднестровье, а Гагаузская автономия в любой момент может стать вторым отделившимся регионом. Украина, Молдова и Грузия – это одни из немногих стран мира, где, по данным Всемирного Банка, ВВП резко снизился за последние 24 года – именно эти страны показали наихудшие в мире экономические результаты – именно их на постсоветском пространстве сотрясали последние годы «цветные революции» и межнациональные конфликты.
Молдову долго и упорно тянули в ЕС и пытались сделать ее частью Румынии. Молдову тоже «евроассоциировали» и, в отличие от украинцев, молдаванам ввели безвизовый въезд в ЕС, только легче им от этого не стало. Для пересечения границы им теперь необходимо все то же самое, что и для получения визы: обратный билет и доказательство платежеспособности: наличная валюта или дорожные чеки, кредитные карточки или справки о стипендиях, гарантийное письмо или приглашение, ваучеры на проживание или приглашение. Иными словами – все то же самое, только в профиль. Не удивительно, что мы не наблюдаем массового наплыва молдавских туристов в европейские столицы.
"Держись, русский герой! Героического дедушку-партизана, подорвавшего оккупантов банкой мёда, приговорили к пятнадцати годам лишения свободы. К 15 годам лишения свободы приговорили жителя Станично-Луганского района за подрыв блок-поста оккупационных сил взрывным устройством, замаскированным под банку мёда. Об этом сообщает украинская прокуратура. Дедушку признали виновным в преступлениях по двум статьям УК Украины и приговорили к 15 годам лишения свободы с конфискацией всего принадлежащего ему имущества. Как сообщала «Русская Весна», 16 января 2015 года местный житель принес на блок-пост Вооруженных Сил Украины полиэтиленовый пакет с замаскированным под банку меда неизвестным взрывным устройством, в результате чего погиб один военнослужащий оккупационных сил, а еще трое были ранены. В феврале 2015 партизан попытался повторить свою смелую вылазку, однако по наводке предателя был задержан полицаями."
Падение на 25% (этот год к тому же периоду прошлого года) розничного товарооборота - яркий показатель "доверия" граждан к власти и преобразованиям в стране. Не говоря уже о падениях рейтингов политических лидеров и других прямых показателях.
А этот самый Час "Ч" настанет всенепременно. Будет ли это успех команды Михаила Саакашвили в Одессе (а он будет обязательно), взаимное ли истощение в войне политических кланов, настанет ли нашим коррупционерам неожиданная FIFA или лопнет терпение среднего бизнеса - уже не так важно, что именно запустит процесс. Важно, чтобы мы снова не упустили появившуюся возможность отстегнуть УССР и начать строить Украину, ориентированную на будущее, а не пытающуюся спасти прошлое.
Но ещё года полтора назад, мне странен был тот факт, что боевые вначале Мариуполь и Харьков как то скукожились и сникли.
Периодически появляющиеся сообщения о партизанах, где то что то ломающих, поджигающих и взрывающих, как то оптимизма не прибавляют.
Потому как локально это и не всегда понятно какую цель преследует. В Донецке тоже не были готовы к такому стремительному развитию событий, но организовались в прыжке, так сказать. Просто в полёте.
Очень хорошо помню как гнали по Киевскому проспекту "гостей", прибывших "поездом дружбы". Или автобусом, не важно. Как метались прибывшие рагули по дворам, пытаясь хоть где то спрятаться.
Помню как прямо с митинга на площади Ленина, уходили ополченцы в бой. И это тогда, когда не было ни армии, ни толком оружия, ни толком обеспечения. Было твёрдое убеждение "Если не мы, то кто?" Была уверенность в том, что наше дело правое.
И сейчас, глядя на конвульсии того, что когда то звалось Украиной, мне опять мучительно непонятно, почему до сих пор не сметено псевдоправительство, не даётся отпор на местах, почему позиция выжидания так популярна