16.01.2016, 15:51
Президент США Барак Обама отменил 10-летний запрет на экспорт гражданских самолётов в Иран. Об этом сообщает Press TV.
Итальянская группа Danieli, входящая в тройку крупнейших мировых поставщиков оборудования для металлургии, подписала соглашения с иранской стороной на общую сумму около 5,7 миллиарда евро, говорится в сообщении группы.
Соглашения были подписаны в рамках визита в Рим иранского президента Хасана Роухани, который 25 января прибыл в итальянскую столицу с официальным визитом в сопровождении шести министров и 120 представителей иранского бизнеса.
Документы предусматривают создание совместного предприятия Persian Metallic и заказы на поставку машин и оборудования, которые будут установлены на иранской территории.
Что касается денег, то ситуация у Ирана складывается следующая. В западных банках у них заморожено без малого 90 миллиардов долларов, но американцы позволят разморозить не более 30. США не особо радует перспектива, что вперед побежали европейские компании, а американцы отстают. Тем более что Иран устами верховного лидера сказал, что мы с американцами будем вести переговоры только по поводу урегулирования ядерной программы, и американцы будут последними в очереди на инвестирование в иранскую экономику. И зачем же США в этой ситуации будут снимать все барьеры, чтобы сливки сняли европейцы? А это означает, что у Ирана не будет свободных денег в достаточном количестве. Иранцам нужны десятки и десятки миллиардов долларов, чтобы быстрее закрыть социалку. Народ недоволен, в том числе нынешним правительством, поскольку все санкционные тяготы переживает народ, а денег свободных нет, чтобы как-то облегчить его положение. Даже если эти деньги начнут размораживаться, то значительная часть пойдет на обеспечение социальных нужд. Нельзя забывать и электоральный фактор. 26 февраля пройдут выборы в меджлис. Более того, пройдут выборы другого органа — Совета экспертов, который будет определять кандидатуру будущего духовного лидера, что еще более важно.
В январе 2016 года начал действовать так называемый Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) – достигнутое в 2015 году соглашение Ирана, пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН (России, Великобритании, Китая, США, Франции) и Германии об урегулировании ядерной проблемы Тегерана. По нему отменялись санкции ООН, США и ЕС, наложенные на Иран, который подозревали в проведении военной ядерной программы. В ответ Тегеран обещал прекратить обогащать уран до «опасных» 20 и более процентов, а все топливо, которое уже удалось обогатить до такого уровня и которое пригодно для производства ядерного оружия, передать России. Для тщательного контроля над выполнением сделки Иран допустил на все объекты представителей Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).
В этот раз представитель AEOI предупредил, что Иран готов возобновить 20-процентное обогащение урана в случае отказа от СВПД. «Если соглашение по ядерной сделке будет сохранено, другие стороны будут обязаны продавать нам топливо, однако если ядерная сделка рухнет, у нас не будет препятствий для самостоятельного обогащения 20-процентного урана», – сказал Бехруз Камальванди. Он также заявил, что его слова следует рассматривать как предупреждение другим участникам сделки, и подчеркнул, что Иран на этот раз готов показать куда более мощный прогресс в ядерной сфере, чем ранее.
Представитель Российского союза инженеров делает далеко идущие выводы из информации о возвращении из России обогащенного урана.
«Иран не раскрывает полностью свои планы по НИОКР с этим ураном, поскольку СВПД перестал действовать, и он уже не обязан отчитываться перед Западом. Так как соглашение по факту больше не действует, Россия возвращает уран владельцу. Формально придраться здесь не к чему», – считает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.
Эксперт вместе с тем видит и скрытый смысл возврата урана, который может быть использован в огромной глобальной политической игре.
«Возникает очередной виток политической интриги – как он разрешится, пока неизвестно. Россия принимает огонь Вашингтона на себя. Это поможет нам ставить условия для дальнейшей политической игры: Россия как бы вынужденно помогает Ирану производить атомные боеголовки. А что вы можете сделать для нас, чтобы мы этого не допустили?» – рассуждает Андриевский.
По его мнению, такие демонстративные действия необязательно приведут к усилению противостояния сторон. «Не исключено, что это заставит опять сесть за стол переговоров», – говорит Андриевский.
Главный редактор портала «Атомная энергия 2.0» Павел Яковлев пояснил «НГ», что возвращаемый уран предназначен для научных работ – в частности, для получения изотопов в интересах медицины и проведения широкого спектра исследований для мирной ядерной программы Ирана.
«Возвращаемый уран обогащен до уровня ниже 20% (19,7%), то есть относится к категории низкообогащенного и предназначен для производства топлива для Тегеранского исследовательского реактора. Кроме того, эта операция (возврат урана. – ред.) планируется в строгом соответствии с СВПД и после получения письменного извещения МАГАТЭ о возможности ее проведения. Возврат ядерных материалов для Тегеранского ядерного реактора предусмотрен СВПД, является технической операцией и не содержит в себе какой-либо политической подоплеки»