Налицо новый кризис попыток международного сообщества уничтожить «Исламское государство», и порожден этот кризис Кремлем. Соединенные Штаты прекратили полеты пилотируемой авиации в поддержку повстанцев в ключевых районах северной Сирии, потому что Россия разместила там свои системы ПВО, и администрация Барака Обамы думает теперь о том, что с этим делать.
// inosmi.ru
В последние недели Россия расширила свои военные действия в Сирии, а очередное усиление российской группировки, осуществленное без предварительного уведомления Соединенных Штатов, сорвало усилия ведомой США коалиции по поддержке сирийских повстанческих сил, воюющих против «Исламского государства» возле турецко-сирийской границы к западу от реки Евфрат, о чем нам рассказали представители администрации Обамы и американского военного ведомства. Это важнейшая часть театра военных действий, известная в военный кругах под названием Четвертый блок, борьбу за контроль над которой ведет целый ряд повстанческих группировок, до недавнего времени пользовавшихся авиационной поддержкой США.
Но в этом месяце Москва развернула вблизи этого района современные зенитно-ракетные комплексы «Бук» и начала «подсвечивать» американские самолеты при помощи радаров. Американские представители называют это прямой и опасной провокацией. Пентагон прекратил все пилотируемые полеты, оставив в небе только беспилотники. После этого Россия начала бомбить повстанцев, которых поддерживали США. (В других районах Сирии пилотируемые полеты американской авиации продолжаются.)
В высших эшелонах администрации руководители рассуждают о том, что делать дальше. Это настолько серьезный вопрос, что госсекретарь Джон Керри поднял его во вторник на встрече с российским президентом Владимиром Путиным, а председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Джон Данфорд (John Dunford) обсудил его со своим российским коллегой, о чем нам рассказал официальный представитель Центрального командования ВВС США.
Высшее руководство в Вашингтоне сейчас решает, как реагировать на расширение Россией своей зоны ПВО, сказал другой представитель администрации, не имеющий полномочий рассказывать о внутренних дискуссиях. Администрация может принять решение возобновить вылеты в поддержку воюющих с «Исламским государством» повстанцев, но это чревато опасными инцидентами с российскими военными. Похоже, что пока США молча терпят российские усилия, направленные на недопущение полетов американских пилотируемых самолетов, соглашаясь «на их правила игры», сказал этот представитель администрации.
Поскольку американская авиация России уже не мешает, она активизировала воздушные удары собственных ВВС вдоль турецко-сирийской границы, а администрация Обамы обвинила ее в том, что российские самолеты наносят удары по пользующимся поддержкой США повстанческим группировкам, но не по «Исламскому государству». Представитель администрации заявил нам, что российские удары также нацелены на грузовой автотранспорт, идущий из Турции в Сирию. Washington Post сообщила, что из-за российских авиаударов также прекращена поставка гуманитарной помощи из Турции.
Такое усиление напряженности между США и Россией в Сирии противоречит публичным усилиям Керри, направленным на начало мирного процесса между сирийским режимом и оппозицией. Выступая во вторник в Кремле, Керри сказал, что он «благодарен президенту Путину», и надеется на сотрудничество с Россией в борьбе против «Исламского государства». В пятницу Керри снова встретится с российскими руководителями в Нью-Йорке.
Керри также заявил, что Соединенные Штаты не стремятся к «смене режима» в Сирии. Многие расценили это как очередной шаг в сторону от выдвигаемых уже давно требований об уходе Асада. В ходе последних российско-американских переговоров стороны не обсуждали судьбу Асада, сказал Керри, добавив, что он работает над запуском политического процесса, позволяющего сирийцам самим выбирать собственное руководство.
Пока дипломатия медлит, российские военные продолжают укреплять позиции Асада, сдерживая операции коалиции, сказал бывший аналитик американского Центрального командования по Ирану Мэтью Макиннис (Matthew McInnis), ныне работающий научным сотрудником Американского института предпринимательства (American Enterprise Institute). «Русские пытаются создать зоны, где американцам придется спрашивать у них разрешения на полеты, — заявил он. — Русские своими действиями все чаще начинают оказывать определяющее влияние на военную обстановку».©