Реклама Google — средство выживания форумов :)
Тем временем Святополк уже рассорился с тестем, который уехал в Польшу. Поэтому он не мог противостоять Ярославу и бежал к печенегам. С их помощью в 1019 году он в последний раз попытался овладеть Киевом, но был разбит в жестоком сражении на Альте и бежал за границу.
Ярослав же, сев на киевском столе, должен был выдержать борьбу еще и с другими родичами. В 1021 году он победил своего племянника Брячислава Изяславича Полоцкого, а в 1024-м воевал со своим младшим братом Мстиславом Владимировичем, который из Тмутаракани завоевал Чернигов. Несмотря на помощь варяжской дружины Якуна, Ярослав потерпел поражение в битве под Лиственом. После этого братья помирились. Мстислав остался в Чернигове и правил землями по восточному берегу Днепра.
Только в 1036 году, когда Мстислав умер, не оставив наследников, Ярослав завладел его волостью и стал самовластно править Русской землей. В том же году он пошел в Новгород и посадил княжить здесь своего старшего сына Владимира. Тут он получил весть, что печенеги осадили Киев. Ярослав спешно собрал воинов - варягов и словен - и пришел к Киеву. Пробившись внутрь города и изготовившись к битве, русские вышли в поле. Варягов Ярослав поставил посередине, киевлян - на правой стороне, а новгородцев - на левой. Битва была жестокая, так что Ярослав лишь с большим трудом одолел печенегов к вечеру.
В совокупности русские земли имели значительные военные силы для отражения внешней агрессии. Сокрушительные удары Мономаха по половцам в 1103- 1111 гг. были достигнуты объединением под его руководством воинских сил многих княжеств. Последующая активная оборона южных границ, сопровождавшаяся совместными походами князей в глубь половецких степей, значительно ослабила силу половецких орд. Новый натиск половцев на Южную Русь в 70- 80-х годах XII в., обусловленный временным объединением мелких орд под властью нескольких ханов (Кончак, Кобяк, Гза), уже не потребовал мобилизации всех сил Руси и был отражен силами пограничных княжеств и «Черных клобуков».
Борьбу с «Полем» затрудняли княжеские усобицы, во время которых отдельные князья то вступали в союз с половцами и вместе с ними опустошали земли своих соперников, то, уклоняясь от участия в совместных похо-дах, предпринимали против половцев сепаратные, ради «своего добытка», походы. Тяжелая неудача одного такого похода, предпринятого «в особь» в 1185 г. северским князем Игорем Святославичем, открыла половцам брешь в русской обороне для опустошительного набега и послужила безымянному автору «Слова о полку Игореве» поводом для предостережения князьям о грозящей от «Поля» опасности из-за отсутствия единства между ними в защите Русской земли. Но страстный призыв к единению всех сил Руси, чтобы «загородить Полю ворота», прозвучавший всего за 38 лет до битвы на Калке, остался неуслышанным.