Реклама Google — средство выживания форумов :)
Речь, конечно, идет об Александре Романовиче Лурии, выдающемся российском ученом, основоположнике нейропсихологии. Несмотря на то, что нам так и не довелось встретиться лично, я состоял с ним в долгой переписке, начавшейся в 1973 году и продолжавшейся четыре года, вплоть до его смерти в 1977-м. Большие систематические труды Лурии – «Высшие корковые функции человека», «Мозг человека и психические процессы» и другие – были моими настольными книгами в студенческие годы, но подлинным откровением явилась для меня его работа «Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста)», опубликованная по-английски в 1968 году. Лурия описывает в ней свои тридцатилетние наблюдения за уникально одаренным, но в определенном смысле ущербным и страдающим человеком, с которым у него завязалась личная дружба. Глубокие научные исследования памяти, образного мышления и других церебральных функций соседствуют в этой книге с ярким описанием личности и судьбы мнемониста, с тонким вчувствованием в его внутреннюю жизнь. Такое сочетание человеческого контакта и нейропсихологии сам Лурия называя «романтической наукой», и позже он еще раз блестяще продемонстрировал этот подход в книге «Потерянный и возвращенный мир». Проживи Лурия подольше, он, как и планировал, написал бы еще одну подобную работу – исследование пациента с глубокой амнезией.
Важнейшие научные работы Рената Сагдеева относятся к области спектроскопии ЯМР и спиновой химии, исследований элементарного акта химических реакций.
Изучил влияние электронных и ядерных спинов на протекание радикальных химических реакций.
В 1975—1980 годах совместно с А. Л. Бучаченко (теперь академик РАН), Ю. Н. Молиным и другими учеными установил влияние магнитных полей на протекание химических процессов, открыл магнитный изотопный эффект (1975).
В 1986 году Р. З. Сагдееву совместно с сотрудниками ИХКГ СО АН И ИХФ АН СССР присуждена Ленинская премия за цикл работ «Магнитно-спиновые эффекты в химических реакциях»
На реакторе ИТЭФ впервые исследована электрон-нейтринная корреляция при распаде свободных нейтронов, впервые открыто слабое нуклон-нуклонное взаимодействие в атомных ядрах. Последнее открытие подтвердило справедливость гипотезы об универсальном характере слабого взаимодействия. Эта работа удостоена Ленинской премии СССР в 1974 г. (Ю.Г. Абов, П.А. Крупчицкий). В продолжение этих работ было показано, что при делении атомных ядер четность также не сохраняется, что проявляется в асимметрии вылета тяжелых и легких осколков при делении (Г.В. Данилян и сотрудники). Эта работа также была признана открытием. Асимметрия вылета нейтронов, сопровождающих акт деления, тоже была обнаружена в ИТЭФ (В.А. Андреев и сотрудники).
В 1977 году для всей ограночной промышленности нашей страны вступили в действие технические условия на бриллианты, которые выдвигали жесткие требования к огранке и полировке бриллиантов. Благодаря Смоленскому производственному объединению и другим заводам системы "Кристалл" в мировую бриллиантовую индустрию вошел термин "русская огранка", означающий высшее качество огранки камня. Постепенно на мировом рынке появилось понятие Russian Cut, т.е. «Русская огранка», и рынок начал платить премию (до 10%) за качество таких камней.
Процитируем геммолога Ричарда Шервуда, эксперта из Сарасоты, США:
«Термин «Русская огранка» в общем смысле означает очень высокое качество обработки. Хотя правильно было бы использовать этот термин исключительно для камней, ограненных в России, часть торговли использует его и для бриллиантов из других регионов мира, имеющих хорошую огранку». На американском рынке «русская огранка» противопоставлялась «коммерческой огранке», т.е. имеющей худшее качество. Это привело к тому, что многие дилеры стали позиционировать как ограненные в России и другие камни, которые к России никакого отношения не имели. Любой хорошо ограненный камень могли назвать «Russian cut».
...
Эксперты Геммологического Института Америки рассказывали, что они всегда могут отличить бриллиант, ограненный в России, т.к. даже при максимальном увеличении геммологического микроскопа им не удавалось найти следов полировки на гранях бриллиантов. На ограночных заводах был поставлен строгий контроль ОТК (отдел технического контроля), который возвращал бриллианты на доработку при наличии малейших недочетов.
Однако за прошедшие десятилетия в индустрии и на рынке произошли изменения, которые отразились на качестве как российской, так и зарубежной огранки.
...
Гендиректор гранильной фабрики "Руиз Дайамондс Лимитед" Вячеслав Морозов считает, что значение самого термина "русская огранка" несколько преувеличено. "Лет 10-15 назад камни русской огранки действительно пользовались спросом, - утверждает он. - Однако сейчас невозможно даже определить, что это такое. Есть понятия "хорошая огранка" и "плохая огранка".
Каков же итог нашего исследования? Действительно ли «русская огранка» - синоним высокого качества бриллианта? Ответ сводится к тому, что это словосочетание стало торговым термином и используется при продаже таким же образом, как и другие бренды и слоганы: с целью заставить покупателя поверить и купить, не разобравшись в качестве. Гарри Голловей (Австралия) дает такую рекомендацию: «До перестройки русские гранили бриллианты как по учебнику и не обращали внимания на выход годного. Русская огранка была лучшей в мире. Сегодня это не имеет значения, потому что во всех ограночных центрах гранят и красивейшие, и отвратительные бриллианты. Покупайте бриллиант, а не место его изготовления».
Московские астрономы Горькавый и Фридман нашли, что у каждой пары колец Урана есть два резонанса с внешней пустой орбитой между кольцами и Мирандой. Значит, если период обращения частиц одного кольца — шесть часов, а другого — восемь, то у них есть общая внешняя резонансная орбита с периодом в 12 часов, которая с одним кольцом имеет резонанс 6:12 = 1:2, а со вторым 8:12 = 2:3.
В 1985 году исследователи опубликовали статью, в которой утверждали, что «Вояджер-2» должен найти новые спутники Урана на этих ещё пустых орбитах. Всего были вычислены радиусы орбит шести таких невидимых спутников. И когда 24 января 1986 года «Вояджер-2» пролетел возле Урана, он действительно обнаружил десять ранее не известных спутников.
Лауреат Нобелевской премии Виталий Лазаревич Гинзбург так прокомментировал открытие спутников Урана: «Это, по-видимому, второй случай в истории астрономии предсказания орбит новых небесных тел на основании теоретических расчётов (после происшедшего 140 лет назад вычисления Леверье и Адамсом орбиты неизвестной планеты, открытой затем в 1846 году Галле и названной Нептуном)».
Только один спутник, самый маленький, забрался внутрь зоны колец, отчего самое внешнее из колец Урана оказалось окружённым спутниками-«пастухами». Остальные девять спутников располагались именно там, где и предполагали исследователи, — между Мирандой и кольцами. Например, согласно расчётам, самый дальний из предсказанных спутников должен иметь орбиту в 66 450 км. «Вояджер-2» действительно открыл на орбите в 66 100 км крупный спутник диаметром 140 км. Его назвали Порция
— Первая работа, которой я очень горжусь, сделана в 1964 году – «Гуляев – Пустовойт». Впервые предсказано, что взаимодействие акустических поверхностных волн и электронов приведет к созданию новых приборов. Эта область теперь называется «акустоэлектроника», и ее цена сегодня 10 миллиардов долларов. В каждом телевизоре стоит один фильтр, который определяет качество цвета, звука, изображения. В каждом автомобильном приемнике три изделия, в каждом сотовом телефоне – семь.
...
Второе исследование, которым я горжусь, это – «волны Гуляева–Блюкштейна». Мы работали параллельно с американским ученым. Это абсолютно новый тип поверхностных волн, на основе которых строятся новые поколения приборов.
Третья работа, которой я очень горжусь, это так называемый
«акустомагнитоэлектрический эффект». Он сейчас используется для определения качества полупроводников на всех кремниевых заводах в мире.
Недавно собирались выпускники нашего курса Физтеха. Мы помянули тех, кто уже ушел. Одним из первых был Женя Сенкевич. Он работал в лаборатории, в которой за стенкой работал миллиметровый генератор.
Его волны, как теперь известно, вызывают белокровие… В общем, академик Девятков занялся этой проблемой серьезно. Он был первым, кто начал исследовать неизведанную область. А в результате ему была присуждена Государственная премия – высшая награда за научные достижения. Итогом его работы стало спасение жизней десятков тысяч людей.
Я считаю, что открытие Жореса намного выше большинства работ, за которые присуждались Нобелевские премии. Пожалуй, можно выстроить такой ряд: открытие
полупроводников, потом лазеры и вот теперь гетероструктуры.
Мировой выпуск акустоэлектронных изделий, во многом использующих результаты работ Ю.В.Гуляева (радиочастотных фильтров, линий задержки, резонаторов, генераторов, корреляторов и т.д.), являющихся важными компонентами телевизоров и радиоприемников, систем радиолокации и радионавигации, сотовых телефонов и другой радиоэлектронной аппаратуры, составляет сегодня миллиарды штук в год.
...
В 1971 г. Ю.В. Гуляевым была предложена конструкция прибора из серии полупроводниковых приборов с акустическим переносом заряда так называемый «звукоинжекционный транзистор». Это направление и в настоящее время активно развивается в полупроводниковой электронике.
Ю.В. Гуляевым с сотрудниками был предсказан и изучен поперечный акустоэлектрический эффект на ПАВ, на котором базируются устройства быстрого преобразования Фурье, свертки, корреляции и другой обработки радиосигналов.
Эти и другие работы Ю.В. Гуляева и его сотрудников, а также его российских и зарубежных коллег в области акустоэлектроники привели к возникновению нового направления в технике обработки информации, связи, радиолокации, получающего с каждым годом все большее развитие. Эти изделия являются важными компонентами телевизоров и радиоприемников, систем радиолокации, навигации и связи, а в последние годы – сотовых телефонов.
Ю.В. Гуляев внес большой вклад в развитие акустооптики и ее практическое применение.
В 1965 году академиком Ю.В. Гуляевым было предсказано существование так называемых «вторых спиновых волн» в ферромагнетиках (аналог 2-го звука в жидком гелии, предсказанного Л.Д. Ландау) и построена их гидродинамическая теория.
Ю.В. Гуляевым совместно с П.Е. Зильберманом и их сотрудниками разработана кинетическая теория взаимодействия спиновых волн с электронами в слоистых структурах феррит-полупроводник и феррит-сверхпроводник, изучены резонансные явления в тонких ферромагнитных пленках и в периодических структурах на поверхности ферромагнетика. На этой основе разработаны уникальные высокочастотные, высокодобротные фильтры и линии задержки в диапазоне СВЧ.
В последние годы этот научный коллектив развивает новое направление – спинтронику.
Ю.В. Гуляевым совместно с С.А. Никитовым изучен ряд нелинейных явлений при взаимодействии спиновых волн с электронами в магнетиках, предложен новый класс магнитных материалов – «магнонные» кристаллы.
Где применяется
Принцип максимума особенно важен в системах управления с максимальным быстродействием и минимальным расходом энергии, где применяются управления релейного типа, принимающие крайние, а не промежуточные значения на допустимом интервале управления.
Прикладными разделами математики занялся в значительной степени из этических соображений, считая, что его продукция должна найти применение при решении жизненно важных проблем общества. Александр Александрович Андронов, предложив Понтрягину начать совместную научную работу, увлёк его задачами теории колебаний. В теории колебаний главные результаты относятся к асимптотике релаксационных колебаний.
В теории управления — создатель математической теории оптимальных процессов, в основе которой лежит т. н. принцип максимума Понтрягина (см. Оптимальное управление); имеет фундаментальные результаты по дифференциальным играм. Работы школы Понтрягина оказали большое влияние на развитие теории управления и вариационного исчисления во всём мире.
Экипаж судна состоит из трех опытных гидронавтов: пилота, механика, экскурсовода, имеющих сертификаты международного образца. Законную гордость должен вызвать и тот факт, что и обшивка, и начинка лодки - отечественные. Прочный корпус ЭПЛ «Садко» выполнен из шести типов редких сталей. Редкими, как пошутил один из разработчиков, они сделались после развала Советсвого Союза.
Первенец серии работает на курорте Ларнака (Кипр), в теплых водах которого столько притягательного для любителей морских развлечений: амфоры, кораллы, затонувший паром "Зенобия", который несомненно является самым интересным подводным объектом в Средиземном море, и входит в десятку самых интересных экскурсионных подводных объектов в мире.
В ЦКБ МТ «Рубин», на момент сосдания ЭПЛ, думали о создании морского туристического комплекса, включающего, помимо ЭПЛ «Садко», судно-носитель, способное доставить экскурсантов вместе с подлодкой в любую точку моря, плавучий отель и подводную наблюдательную галерею.
Американские исследователи, работающие в проекте BICEP2, определили параметры так называемых первичных волн, оставшихся после рождения Вселенной 13,7 миллиарда лет назад. Таким образом, они подтвердили инфляционную теорию, двое из трех основоположников которой — российские ученые.
...
Старобинский был первым, заявив о ней (инфляционной теории) в 1979 году. Потом, в 1981-м, американец Алан Гут ввел в научный язык термин «космологическая инфляция», а в 1982-м тогда еще московский физик Андрей Линде предложил свою модель новой теории. Этих трех людей и считают основателями современного взгляда на то, как рождалась Вселенная. Все трое продолжают работать, каждый год выдают что-то еще более интересное и по космологии, и по квантовой гравитации, что, как сейчас понятно, почти одно и то же.
Клонирование млекопитающих также впервые было проведено в СССР. Наша Мышка Маша опередила Овечку Долли на десять лет. Сообщение о беспрецедентном успехе Яна Вилмута, "отца" Долли, появилось в журнале Nature 27 февраля 1997 года. Между тем наши ученые еще в 1987-м году направили в тот же Nature отчет о работе исследователей Чайлахяна Л.М, Вепренцева Б.Н., Свиридовой Т.Д. и Никитина В.А., разработавших и успешно опробовавших методику клонирования млекопитающих.
Ответом Nature было полное молчание. Ведь это был Сумрачный Советский Гений©, а не настоящий Британский учёный™.
В итоге статья "Электростимулируемое слияние клеток в клеточной инженерии" в мае 1987 года была опубликована в солидном советском академическом журнале "Биофизика". Авторы статьи — сотрудники Института проблем передачи информации АН СССР (Москва), Института биологической физики АН СССР (Пущино) и ВНИИ физиологии, биохимии и питания сельскохозяйственных животных ВАСХНИЛ (Боровск) — подробнейшим образом описали методику экспериментов (конструкции микропипеток, которыми извлекали из клеток ядра; конструкции электродов, через которые подавались импульсы тока, и тому подобные мелкие детали).
Ну а в итоге, настоящие Слоупоки всё сделали в 1997 году, с Овечкой Долли. По методике, очень похожей на публикации Сумрачного Советского Гения© в журнале "Биофизика" десятилетней давности. Ну или — в соответствии с рукописью, посланной в том же году Британскому научному сообществу™ в лице журнала Nature.
В начале 1970-х годов Томас Линдаль задумался над химической реактивностью ДНК и открыл новый механизм ее репарации. Сам Линдаль утверждает, что его вдохновила знаменитая «Белая книга» — переведенная на английский язык монография «Органическая химия нуклеиновых кислот» академика Н. К. Кочеткова с соавторами, ставшая настольной книгой во многих биохимических лабораториях мира. Прочитав ее, биолог Линдаль понял, что представление о ДНК, как химически устойчивой молекуле, которая лишь изредка повреждается под влиянием ультрафиолета, радиации или химических мутагенов, в корне неверно — ДНК в водной среде повреждается постоянно. Выбрав две простых и легко идущих химических реакции — превращение цитозина в урацил (который в норме встречается в РНК, но не в ДНК) и апуринизацию (отщепление от ДНК аденина или гуанина), — Линдаль быстро показал, что они протекают и в изолированной ДНК, и в живой клетке.
Разрабатывал новые методы синтеза биологически активных моно- и полисахаридов, в частности, ортоэфирный метод (в 1965 году) и цианэтилиденовую конденсацию (в 1976 году). Н. К. Кочетков изучал также методы синтеза новых лекарственных препаратов, так в 1950-х — начале 1960-х годов им были синтезированы противотуберкулёзные, противосудорожные и противоаллергические препараты (циклосерин, хлоракон, диазолин и другие), а в 1990-х годах он разработал методы синтеза ряда антибиотиков. Н. К. Кочетков принимал участие в разработке физико-химических методов структурного анализа сложных углеводов (масс-спектрометрия, спектроскопия ЛМР с компьютерным анализом спектров). Им разработаны подходы к получению искусственных антигенов, применяющихся в качестве средств диагностики заболеваний.
Основные труды
Кочетков Н. К., Торгов И. В., Ботвиник М. М. Химия природных соединений (углеводы, нуклеотиды, стероиды, белки). М., АН СССР, 1961, 559 с.
Кочетков Н. К., Бочков А. Ф., Дмитриев Б. А., Усов А. И., Чижов О. С., Шибаев В. Н. Химия углеводов. М, Химия, 1967, 674 с.
Кочетков Н. К., Будовский Э. И., Свердлов Е. Д., Симукова Н. А., Турчинский М. Ф., Шибаев В. Н. Органическая химия нуклеиновых кислот. М, Химия, 1970, 718 с.
Кочетков Н. К., Кудряшов Л. И., Членов М. А. Радиационная химия углеводов. М., Наука, 1978. 287 с.
Кочетков Н. К., Свиридов А. Ф., Ермоленко М. С., Яшунский Д. В., Чижов О. С. Углеводы в синтезе природных соединений. М., Наука, 1984. 288 с.
Кочетков Н. К. Синтез полисахаридов. М., Наука. 1994, 218 с.
Soviet scientific talent is now streaming westward. About 40,000 Soviet Jewish emigres are expected this year; perhaps several million will depart the U.S.S.R. in this decade. About 20 percent of the new arrivals are engineers, and several percent are published professional scientists. This wave of emigre talent is an extraordinary windfall for the U.S. economy, for U.S. science and technology, and for the academic, research, and corporate communities.
If Mendeleev, Sputnik, and surgical staples are striking examples of Soviet genius in science and technology, I can name hundreds of others:
superb agricultural botanists, biotechnology specialists, biochemists, geneticists, virologists, ichthyologists, physicists, petroleum and hydro-geologists, neuroscientists, engineers, and technicians. Many have dozens, or even hundreds, of journal articles and double doctorates. Perhaps a few are future Nobel Laureates.
U.S. research directors and science managers now face challenging opportunities to hire such highly qualified costeffective emigre talent with hands-on experience in science and technology. But these people have not yet learned American methods of self-marketing.
What should a prospective employer look for when considering a Soviet candidate?
Stephen Rosen is chairman of the career-management and outplacement firm Celia Paul Associates, 1776 Broadway, New York, NY 10019, and chairman of the New York Association for New Americans' Science and Technology Advisory Board, 111 Fifth Avenue, New York, NY 10003. Currently NYANA introduces new Soviet emigres to the U.S. academic, research, and industrial communities. It has resettled approximately half of all Jewish refugees who have come to the United States in die last forty years. These opinions are the author's own and do not necessarily reflect those of Bio/Technology.