Несмотря на небольшое количество евреев в стране, каждый юный кореец изучает в школе Гемару, а талму**ческий трактат о яйце, снесенном в праздник, включен в обязательный учебный план южнокорейских школ.
Почти в каждом южнокорейском доме есть экземпляр Талмуда в переводе. В отличие от Израиля, корейские матери читают истории из Талмуда своим детям начиная с самого раннего возраста. Получается, что в стране, население которой составляет 49 миллионов, а самыми распространенными конфессиями являются буддизм и христианство, с Талмудом знакомо больше людей, чем в Израиле.
По словам посла Республики Корея в Государстве Израиль, корейцы полюбили Талмуд не только за то, что он развивает интеллектуальные способности, но и потому, что им оказались близки проповедуемые Талмудом ценности: «В еврейской традиции очень важное место занимает уважение к семье. Это наглядно демонстрирует шаббатняя трапеза и другие обычаи. Корейцы тоже придают семье очень большое значение. Иудаизм учит молодых с почтением относиться к старшим, и это тоже не могло не встретить отклика в корейской душе. Еврейская традиция очень важное место уделяет образованию детей. Иудаизм прямо предписывает родителям относиться к образованию детей с вниманием. Для корейских родителей тоже очень важно, чтобы их дети получили хорошее образование. В США сегодня многие корейские иммигранты “идут по еврейским стопам”. И я не сомневаюсь, что когда-нибудь американские корейцы достигнут столь же завидных успехов, что и американские евреи».
А тем временем в Сеуле в субботу прошла вторая по количеству участников в истории страны демонстрация. Самая большая демонстрация состоялась, кстати, почти 30 лет назад, в июне 1987 г., когда в Корее шли массовые выступления против военных диктатур. Тогда численность демонстрантов оценивалась в миллион человек.
Вчера в центре Сеула в демонстрации участвовало от 260 тысяч человек (оценка полиции) до миллиона (оценка организаторов и прессы, которая, впрочем, целиком на стороне демонстрантов). Требование демонстрантов – отставка президента Пак Кын-хе, которая полностью скомпрометирована скандалом с её подругой (о скандале я писал здесь, с тех пор добавилось некоторое количество колоритных деталей, но суть ситуации не изменилась никак). При этом полиция признаёт, что её оценка занижена, так как она основана на том, сколько людей может поместиться на площади Сечжон-ро, где проходили основные мероприятия. Площадь была забита полностью, но туда не смогли прийти все желающие, многие из которых митинговали поблизости. Вышли на демонстрацию практически все основные политические партии, и массовые организации.
...
До сих пор не забуду, как в начале 1990-х годов в университете, где я работал, шла подготовка к демонстрации, и представители революционных студентов торговались с полицией на тему того, сколько бутылок с горючей смесью в ходе намеченной на ближайшие дни демонстрации им предстоит бросить в сторону полицейского кордона (сатрапы и бунтари сторговались в итоге на какой-то забавно не-круглой цифре, что-то типа 24 бутылок)...
...
В-третьих, развернувшийся в Корее политический кризис в российской печати почти не отражён. Речь идёт, повторяю, о беспрецедентных по своей масовости выступлениях, которые, как представляется, закончатся отставкой президента или её импичментом, и всё это – в стране, которая и по численности населения, и по ВВП, находится более или менее на уровне развитых стран Европы. Однако внимание им интерес в России – близко к нулю. О Корейском полуострове мировая печать пишет почти исключительно тогда, когда текущий Ким на Севере что-то отчебучит – даже если реальное значение этих экзотических шагов ничтожно, а вот реальные проблемы и важные ситуации игнорируются.