влажность:
давление:
ветер:
Экономические известия
Ежедневная деловая газета
Украинский бизнес портал
Электронный деловой журнал
Эксперт
Украинский деловой журнал
Статус
Еженедельный деловой журнал
2007 © "Экономические известия"
Все права защищены.
Использование материалов разрешается при условии ссылки на "Экономические известия" (
http://www.eizvestia.com). Для интернет-изданий обязательной является прямая гиперссылка, не закрытая от индексации поисковыми системами, в первом или втором абзаце опубликованного материала на цитируемую статью или новость.
// Дальше — politika.eizvestia.com
В: По результатам социологических опросов, приднестровцы категорически не желают жить в составе Молдовы. Почему они так агрессивно настроены?
О: Мотивация разная: политико-идеологическая, прагматическая, экономическая, социальная. Сейчас она политико-идеологическая — ностальгия населения по бывшему СССР и старым добрым временам. Но восстановление СССР – нереально. Мы считаем, что выход из ситуации — реинтеграция. Приднестровье — наша территория, и мы выступаем за восстановление. В настоящий момент у ПМР есть альтернативы: реинтеграция с Молдовой и евроинтеграция или жизнь под крылом России. Большинство населения ПМР идентифицирует себя как часть РФ и считает, что именно она обеспечит им безопасность.
В: Значит, настроения приднестровцев — вовсе не слухи?
О: Даже молдаване считают, что с Россией жить лучше. Но они понимают, что между ПМР и РФ — огромное пространство Украины. Мы не признаем так называемые референдумы в ПМР. На последний, 17 сентября 2006 г., были вынесены вопросы: согласны ли потерять независимость и объединиться с Молдовой? И, согласны ли, чтобы ПМР стало независимым государством с последующим присоединением к России? 97% участников на вопрос №2 ответили: «Да». Хотя Владимир Путин сказал, что Москва не желает второго Калининграда, как анклава. В ПМР люди живут несколько лучше, потому что получают добавки к пенсии, пособия, газ и электроэнергия в четыре раза дешевле.
- Обратите внимание:
молдавский посол даже не оспаривает, что приднестровцы в Молдову никак не хотят, а хотят в Россию, как и многие молдаване!
В: Чем же Молдова собирается привлечь приднестровцев?
О: Чтобы ПМР поддержала идею реинтеграции, мы предлагаем европерспективу. Альтернатива есть: в составе России или вместе с Молдовой в ЕС. Соглашение об ассоциации предусматривает создание зоны свободной торговли. Это привлекает приднестровцев, потому что более 60% их экспорта — европейский рынок. Либерализация визового режима тоже интересна (возможность свободно путешествовать по ЕС и легально работать). 15% от финансовой помощи (€13 млн.), которую ЕС предоставит Молдове, предусмотрено для ПМР. Наше правительство дает 5000 рабочих мест выпускникам из ПМР, которые обучаются в Кишиневе. Приднестровцы ощутят преимущества евроинтеграции, и будет некое соревнование между РФ и Евросоюзом, в помощи ПМР.
15% от 13 млн. евро
В: Действительно, для Украины, румынская паспортизация — острый вопрос. Это нарушение нашего законодательства.
О: Я знаю о споре между Украиной и Румынией и о позиции румынского правительства, которое раздает паспорта своей страны. Но точно так же поступает Украина по отношению к Молдове. Мы не запрещаем молдаванам, иметь гражданство других стран. Но мы против, чтобы они отказывались от собственного. В ПМР — свыше 100 тыс. постоянных жителей. Когда они получают украинский паспорт, Ваши власти требуют предоставить документ, что у них нет иного гражданства. Мы не драматизируем, а хотим, чтобы ситуация была урегулирована посредством двухстороннего соглашения.
В: Вы упомянули, что Молдова не собирается воссоединяться с Румынией, но мнение последней иное. В 2010 г. тогдашний румынский президент Траян Бэсеску заявил, что Молдова может войти в состав Румынии в ближайшие 25 лет. А в 2006 г. он предлагал своему молдавскому коллеге Владимиру Воронину объединиться в единое государство, чтобы одновременно вступить в ЕС. Как официальный Кишинев расценивал и расценивает такие неоднозначные высказывания?
О: В Бухаресте на Молдову смотрят как на часть бывшей территории Румынии. Там считают, что Бессарабия — румынская земля, и пытаются ликвидировать последствия пакта Риббентропа-Молотова. В Бухаресте, видимо, не совсем осведомлены о ситуации в Молдове или не хотят воспринимать реалии, поэтому строят иллюзии воссоединения. Когда со стороны Румынии раздаются подобные заявления, в том числе на высоком уровне, возникает вопрос: как это осуществить?
В: Референдум?
О: Но большинство молдаван против, и в ближайшие десятилетия, я не вижу, чтобы ситуация изменилась в пользу объединения с Румынией. Много наших политиков выступает за независимость и сохранение государственности Молдовы. И можно ли сделать это объединение без согласия и признания РФ, Украины, ЕС? Думаю, нет.
В Бухаресте говорят, что с объединением, Молдавия легче интегрируется в ЕС. А знают ли в Бухаресте, как к этому отнесется Брюссель и другие страны Евросоюза? В ПМР уверены, что наибольший риск и препятствие для них – объединение с Румынией. На вопрос: «Почему в ПМР нет силы, которая выступает за евроинтеграцию?», Нина Штански (зампред Правительства ПМР по международному сотрудничеству) ответила: «В ПМР идея евроинтеграции воспринимается как объединение с Румынией». Ратующие за унионизм, должны осознавать: Молдова будет однозначно без ПМР.
В: Каков официальный ответ Кишинева на территориальные претензии Румынии?
О: С точки зрения перспектив развития и поднятия уровня Молдовы, у Румынии нет средств, чтобы нас поддержать. Румыния — не Западная Германия, чтобы вкладывать в чужое благосостояние не только европейские деньги, но и личные. У Бухареста нет понимания, как решать специфические проблемы Молдовы, например, русскоязычных нацменьшинств. И, как быть с ПМР? Отказ от ПМР и объединение с Румынией — фантасмагория.