Реклама Google — средство выживания форумов :)
На самом деле, под «арестом» понимается начало процедуры выполнения решения суда. На старте российским компаниям и организациям, получившим уведомления, необходимо будет в двухнедельный срок ответить о находящихся в их распоряжении денежных средствах, имуществе Российской Федерации и долгах перед Россией. После этого претензии судебных исполнителей к компаниям и организациям, не имеющих государственных активов и средств, будут сняты. Почти наверняка подобная участь ждет также получившую уведомление брюссельско-бельгийскую архиепископию Русской православной церкви.
Добиться «ареста» не сложно. Важнее удержать «арест» на дальнейших стадиях. Формальные «аресты» российского имущества — это начало долгого пути, если Россия решит втянуться в процедуру и оспаривать судебные постановления по делу ЮКОСа в судах различной инстанции.
Сейчас судебные исполнители выясняют, в какой мере Россия владеет тем или иным имуществом. Разумеется, подобная информация имеется в местных государственных регистрах. Но судебная инстанция независима. Если выяснится, что Россия не является владельцем, арест снимают. Лишь после определения принадлежности имущества арест будет продолжен, и вслед за этим начнется конкретное разбирательство по предмету. Арест становится средством предотвращения движения актива. На присуждение прав на имущество истцу могут уйти годы. Потребуется череда процессов. Как сообщается, Россия уже наняла адвокатов для защиты от арестов своих активов в Европе.
Дело ЮКОСа политическое по своим основаниям с самого начала, поэтому и начавшееся движение по Гаагскому иску политизировано. Неслучайно, что по времени оно совпало с открытием международного экономического форума в Санкт-Петербурге. Французское издание Le Monde расценило, что форум в этом году демонстрирует раскол в отношении европейских стран к экономическому сотрудничеству с Россией. Le Monde полагает, что отныне уже вопрос стоит не о том, что европейское мнение не совпадает с американским, а о том, что среди самих европейцев нет согласия. И чем дальше будут продлеваться санкции в ЕС, тем больше эти разногласия будут расти.
Авторы законопроекта заявляют, что ранее российское законодательство базировалось на т.н. "концепции абсолютного иммунитета".
Данная концепция предусматривала возможность предъявления в национальных судах исков к иностранному государству, а также арест его имущества или принудительное исполнение вынесенного против него судебного решения лишь с согласия этого государства.
Однако. в своей внешнеэкономической деятельности Россия была вынуждена признавать юрисдикцию иностранных и международных судов, что означает частичный отказ от собственного иммунитета, т.е. защиты имущества зарубежом.
Сейчас настало время обеспечить баланс юрисдикций. Исков, предъявленных к России и ее органам в иностранных судах, все больше, а согласия России на участие в деле не спрашивают, сообщают "Ведомости".
Давать заключение о предоставлении новых юрисдикционных иммунитетов будет Министерство иностранных дел России.
Принимая законопроект о юрисдикционном иммунитете, государство вешает своего рода табличку с предупреждением: "Имейте в виду – мы сделаем то же самое!", -поясняет зампред комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Константин Добрынин.
Кроме того, сенатор Константин Добрынин в четверг предложил создать специальный орган, который принял бы на себя ответственность за управление рисками, связанными с претензиями третьих лиц к России. Аргументируя необходимость создания такого органа, сенатор указал на «весьма низкий» уровень координации усилий российских властей в случае с исками бывших акционеров ЮКОСа.
В июле 2014 года бывшие акционеры ЮКОСа выиграли разбирательства в ЕСПЧ и Гааге. Страсбургский суд обязал Россию выплатить им €1,866 млрд, а Третейский суд в Гааге — более $50 млрд. Россия не согласилась с этими решениями. В середине июля Конституционный суд постановил, что решения ЕСПЧ в России должны исполняться только с учетом верховенства Конституции.
Со своей стороны бывшие владельцы ЮКОСа начали процедуру взыскания присужденных им денег в судах стран Европы и США. В июне в Бельгии и Франции по иску бывших владельцев ЮКОСа арестовали российские активы. В Кремле пообещали оспорить арест активов. А глава МИД России Сергей Лавров заявил, что в российские суды будут поданы иски с требованием арестовать собственность иностранных компаний с государственным участием в России в ответ на арест российских активов за рубежом.