22 июня Россия отметила День памяти и скорби. Граждане зажигали свечи и вспоминали тех, кого забрала великая война. Политики же, пользуясь случаем, делали заявления.
Член комитета Государственной Думы по обороне, лидер партии «Родина» Алексей Журавлев внес в парламент поправки в федеральный закон «О рекламе». Предлагается дополнить этот закон статьей, которая называется «Реклама продукции иностранных коммерческих организаций, имевших деловые контакты с Национал-социалистической партией Германии или фашисткой партией Италии». Согласно тексту поправки, реклама продукции подобных организаций должна иметь обязательное указание на то, что производитель сотрудничал с разжигателями войны. На радио — не менее трех секунд, на телевидении — не менее пяти секунд на семи процентах экрана. В любой другой рекламе — не менее, чем на десятой части площади рекламного объявления.
«Я уверен, что среди наших граждан найдется очень много людей, которые откажутся от подобной продукции, — говорит депутат Журавлев, — Если BMW производили самолеты, бомбящие наши города, наши граждане должны об этом знать, и нечего этого стесняться».
Ах, если бы только BMW, господин Журавлев! Да, это на их мотоциклах с коляской ездили хрестоматийные фашисты из советских фильмов. Но оглянитесь вокруг. Башни для танков «Тигр» производил Фердинанд Порше. Танк «Пантера» разработала компания MAN, грузовики которой, изготовленные на заводе под Санкт-Петербургам, выполняют для нас с вами множество полезных городских дел. Производила этот танк, в том числе, и компания «Даймлер-Бенц», делающая автомобиль «Мерседес». А в движение всё это приводилось двигателями компании Майбах. Да что там, компания Volkswagen вообще была создана по прямому указанию Гитлера!
Пленные советские граждане шили мундиры для войск SS на фабриках Hugo Boss. Одна из фабрик компании Siemens располагалась непосредственно в концлагере Бобрек. На сделанных там разработах зарабатывала, в том числе, и американская компания General Electric, бывшая одним из совладельцев Siemens. Счетные машины компании IBM пересчитывали заключенных в лагерях, а уничтожались эти заключенные с помощью газа Циклон Б, разработанного конгломератом крупнейших немецких химических корпораций, в том числе BASF, Agfa и Bayer. Продукция которых просто везде вокруг нас. От аспирина до утеплителя в стенах и наполнителя для подгузников.
Страховала объекты немецких концлагерей крупнейшая страховая компания Allianz, в состав которой теперь входит и наша РОСНО. Руководитель этой компании, кстати, был у Гитлера министром экономики.
Известный всем напиток Фанта компании Кока-Кола был разработан в Германии уже во время войны. Компания Nestle поставляла немецкой армии шоколад, а компания Kodak производила для этой же армии взрыватели и
детонаторы.
Двигатели для итальянских истребителей Макки выпускала компания Альфа-Ромео, а один из основателей FIAT, владелец Феррари и футбольного клуба «Ювентус» Джованни Аньелли был сенатором при Муссолини. И хотя он был известным либералом и финансировал итальянское Сопротивление, связь с фашистским режимом налицо. И поэтому в любой рекламе матча с участием Ювентуса, согласно внесенным поправкам, пять секунд должны быть посвящены итальянским фашистам.
Понимаете? Я совершенно согласен с тем, что от всего этого можно отказаться. Не ездить на немецких машинах, не пить Фанту и не есть шоколад Nestle, не носить одежду от Hugo Boss и, конечно, никогда не смотреть футбола с «Ювентусом». Не знаю, как ваш, а лично мой мир станет от всего этого только чище и лучше.
Но мы с вами живем в эпоху глобализации, когда в общем случае вообще непонятно, какой именно транснациональной корпорации принадлежит тот или иной бренд. Вот вы думаете, что Braun, например — это немецкая фирма, выпускавшая для нацисткой Германии радио? А вот и нет. Это бренд американской компании Procter&Gabmle, реклама многочисленной продукции которой занимает в нашем эфире огромную долю.
И в этой связи меня как-то пугает, что практически в каждой второй радио или телевизионной рекламе нам будут напоминать о нацистской Германии и итальянском фашизме. Ролик — и пять секунд о том, что компания сотрудничала с нацистами. Еще ролик — и еще пять секунд. Откроешь журнал — и почти на каждом развороте с рекламой десять процентов площади — о нацисткой Германии.
Это ли действительно хочет депутат Журавлев?
Мне почему-то кажется — вряд ли.