На днях в Москве побывал министр энергетики и природных ресурсов Турецкой Республики Танер Йылдыз, который провел переговоры со своими российскими коллегами. По итогам встречи глава «Газпрома» Алексей Миллер сообщил, что принято решение о маршруте «Южного потока» (в турецкой интерпретации — «Турецкий поток») по турецкой территории. «Газпром» направит ноту с запросом на проведение проектно-изыскательских работ на новом турецком морском участке, которые компания будет осуществлять самостоятельно, а газотранспортные мощности на суше будут создаваться совместно с Botas. Стоимость морского участка оценивается в €6 млрд, а с учетом процентов по кредитам — в €9,5 млрд. «Мы договорились организовать работу так, чтобы выйти на подписание межправительственного соглашения по газопроводу во втором квартале текущего года, а первый газ подать на территорию Турции в декабре 2016 г. При этом мощности первой нитки газопровода, 15,75 млрд кубометров, полностью направим на турецкий рынок. Это абсолютно реальные сроки», — убежден Миллер.
Вырисовывается следующая диспозиция: 1) «Газпром» и Botas строят первую нитку газопровода, которая пока ориентирована на турецкие потребности. 2) Контракт «Газпрома» и «Нафтогаза Украины» о транзите газа истекает в 2019 г. Ранее Миллер уточнил, что « Газпром» меняет модель работы на рынке Европы, а «роль Украины для транзита российского газа после строительства подводного трубопровода в Турцию будет сведена к нулю». «Газпром» не нарушает свои европейские контрактные обязательства. Что же касается Трансанатолийского газопровода (TANAP), который обозначен ЕС в качестве приоритетного с точки зрения диверсификации энергопоставок на 16 млрд кубометров газа в год (из азербайджанского месторождения Шах-Дениз), то он будет введен в эксплуатацию только в 2018 г. Таким образом, Россия вместе с действующим «Голубым потоком» и строящимся «Турецким потоком» за ближайшие два года закрепит лидирующее положение не только в Турции, но и во всей Европе. Как предполагает турецкая газета Dunya, даже несмотря на растущие потребности Европы в газе, может случиться так, что Брюссель откажется от TANAP, поскольку турецко — российский энергетический хаб на границе с Грецией станет «подпитываться поставками газа из Ирана, за которым в этом вопросе могут стоять США».
TANAP — проект, который не будет ограничиваться транспортировкой каспийского газа в Европу. Архитектура газопровода не исключает, что природный газ Ирана, Ирака и Израиля может поставляться по нему через Турцию в Европу. Однако у Financial Times имеются реальные причины для сомнений. Газета пишет, что потенциальный вывод Ирана из международной изоляции, а также активизация сотрудничества между Тегераном и Москвой с перспективой расширения энергетического сотрудничества между Ираном и Турцией «если не сведет на нет геополитическое значение Азербайджана, то заметно его ослабит, негативно отразившись на экономике, ориентированной на экспорт энергоресурсов». К тому же перспективы TANAP, зависящие от присоединения к проекту Туркмении, выглядят туманными из-за нерешенности вопроса о правовом статусе Каспийского моря. Побывавший на днях в Ашхабаде глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу призвал Туркмению принять участие в TANAP, чтобы уравновесить «Турецкий поток». Однако стоит ли Ашхабаду ввязываться в «газовую интригу» с неопределенными геополитическими последствиями?
Сейчас выигрывает Турция, шансы которой на превращение в главный транспортный энергетический узел возрастают. Исполнительный директор инвестиционного сообщества «Босфорский энергетический клуб» Мехмет Огутсу считает, что для Турции наступает момент, когда «необходимо поставить свою внешнюю политику в один ряд с энергетической», и «не рассматривать вопросы газа отдельно от геополитики, как это делается сегодня».
Подробности: Станислав Тарасов. Эндшпиль «Южного потока»: Россия форсирует «Турецкий поток» - Политика, выборы, власть - Новости - ИА REGNUM
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM
Так, ранее презентованный проект Nabucco, предполагавший связать с Европой крупные месторождения природного газа в Каспийском регионе в обход России, как писала немецкая газета Handelsblatt, «завершился объявлением о последней арии в длинной политической опере». Проект получил политическую, но не финансовую поддержку со стороны США и Еврокомиссии, хотя было очевидно, что одного азербайджанского газа для заполнения трубы было недостаточно, участие Туркмении блокировалось из-за правового статуса Каспия, а подключение Ирана сопрягалось с выводом его из режима санкций.
Подробности: Станислав Тарасов. Брюссель плетёт «газовые кружева» для Баку и Ашхабада - Политика, выборы, власть - Новости - ИА REGNUM
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM
Существует версия, согласно которой Москва, Баку, Ашхабад и Тегеран могут выйти на проект создания общей газотранспортной инфраструктуры и перестанут выступать конкурентами друг с другом, что выглядит не только экономически выгодным, поскольку позволяет согласовывать возможные объемы и направления газа на экспорта, но и гарантирует геополитическую стабильность в регионе Каспия и снимает с повестки дня проблему строительства «политизированных» обходных газопроводов, на чем настаивает ЕС. В таком случае из игры может быть выведена Турция, поскольку вместо хаба на турецко-греческой границе появится евразийский газовый узел в Закавказье.
Подробности: Станислав Тарасов. Брюссель плетёт «газовые кружева» для Баку и Ашхабада - Политика, выборы, власть - Новости - ИА REGNUM
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM
«Газпром» заплатил в конце 2014 года европейским компаниям-партнерам Eni, EDF и Wintershall около 1 миллиарда долларов за доли в компании South Stream Transport BV, созданной для строительства газопровода «Южный поток». Об этом говорится в отчетности российского холдинга.
..любопытно, что совершенно неожиданно власти Туркмении запросили военной помощи у США. И как-то это не особо нашло отражение на наших новостных лентах, а событие, между тем, весьма любопытное. Формальным поводом стало появление боевиков ИГИЛ на севере Афганистана, что создает некую угрозу для Туркмении. И Ашхабад выразил желание обратиться к Вашингтону за военной помощью. Пока принято решение о поставке военного снаряжения и неких загадочных технологий для обеспечения безопасности. Т.е. США с удовольствием военную помощь Туркмении окажут. И понятно совершенно, что Ашхабад не просто так обратился за этой помощью, а ему это решение активно подсказали. И здесь есть интрига.
Туркмения всегда играла важную роль в американской политике на Каспии. Многие считают транскаспийские проекты европейскими, а в реальности все эти проекты как бы «подсунуты» были Европе Соединенными Штатами. И США самым активным образом лоббировали их. Неслучайно, к примеру, была должность спецпредставителя Госдепа по вопросам каспийского региона, которую долгое время занимал господин Морнингстар, который сейчас является послом США в Азербайджане. Он был активным лоббистом Транскаспийского газопровода, хотя казалось бы, причем тут США и Каспийское море? Соединенные Штаты всегда говорили, что их очень беспокоит судьба их европейских партнеров, поэтому они не могут спокойно смотреть, как Европа мучается с Россией, и вот они хотят предложить поставки газа из более надежных демократичных стран, к разряду которых причислена и Туркмения.
И вот, собственно, с этой идеей Транскаспийского газопровода долго носились. Россия, естественно, жестко этой идее сопротивлялась. А потом идея начала отмирать. Не потому, что Россия усилилась и Туркмения осознала, что упрямое строительство Транскаспия без согласия России может привести к военному конфликту, а это не шутки. А скорее потому, что появился другой фактор – фактор Китая, который быстро очень зашел в Туркмению, появились инвестиции и совместные проекты. Туркмения обрадовалась: «О, сыграем мы против русских и против Запада!». Дали китайцам возможность добывать газ, построить газопроводы, и очень быстро Туркмения осознала, что она находится под жестким контролем Поднебесной. Это уже туркменбаши № 2 не очень-то понравилось. Пришло понимание: если Туркмения использовала Китай против России и Запада, то теперь нужно что-то делать с самим Китаем. Игра с США понятна: давайте теперь попросим военной помощи у Штатов и покажем Поднебесной, что здесь не все так просто и она тут хозяйничать не может и не должна.
Не сложно догадаться, что КНР такие игры очень не понравятся. И на самом деле Туркмения затевает довольно смелую игру. Те, кто скажет, что сейчас все быстро в Туркмении поменяется и завтра она уже построит Транскаспийский газопровод, глубоко заблуждаются. Конечно, Китай сделает все, чтобы эти планы разрушить, и посмотрим, к чему это приведет. КНР не нужно не только появление в перспективе американских солдат в Туркмении. Китаю не нужен и Транскаспийский газопровод, прежде всего по экономическим соображениям. Пока он берет газ себе, и у Туркмении нет альтернативы – поставки через Россию сейчас минимизированы, нам не нужен туркменский газ. И это позволяет Китаю жестко выторговывать цены и условия работы.