Добрый день, уважаемые читатели! Сегодня я продолжу описывать жизнь внутри ДНРа. Надеюсь, что эта тема вам всё ещё интересна.
О ополченцах. Не знаю почему, но в укропской среде (даже местной) воспринимается как шутка, что шахтёры на танках воюют. Это говорит о том, что всё же уровень секретности военных операций и состав войск у нас как минимум не провальный. Что уже радует. Сегодня я решил попробовать хоть немного развеять этот миф. Но для начала у меня простой вопрос к укропам. А кто у вас воюет в танках? Дайте-ка я попробую угадать – работяги? Это трактористы, комбайнёры, водители грузовиков (и наверное не только их) и прочий рабочий люд. А вот людей с высшим образованием в танках сидит куда меньше. Верно? Верно. Поэтому удивление по поводу шахтёров в танках мне не понятно. Ладно, продолжим. Мой отец с месяц назад, когда Дебальцевский котёл ещё не был уничтожен, встретил своего старого знакомого. У этого знакомого было горе – сын сгорел в танке под Дебальцево. Мой знакомый погиб относительно недавно в аэропорту. Мой другой знакомый погиб под Дебальцево. Мои знакомые, правда, танкистами не были. Просто так сложилось, что среди моих знакомых их нет. Другие знакомые продолжают воевать и кое-что рассказывают.
Что ещё сказать про ополченцев? В городе их мало, с оружием ещё меньше. Но оценка мало или много понятна тем, кто видел Донецк летом, когда на каждом углу был ополченец с автоматом наперевес. А вот сейчас этого нет. Больше всего ополченцев выдают камуфляжные штаны (иногда с гражданской курткой) – такие видимо в увольнении. Иногда они спешат на службу/домой, и это случается с оружием в руках. Но мы к этому привыкли и на это не обращаем внимания. Пьяные ополченцы хоть и стали реже встречаться, но встречаются, как и различные происшествия с их участием. Вообще в ополчении сухой закон, причём очень жёсткий. Я знаю одного мужика, который пошёл в ополчение, но не воевать, а на подсобных работах (казалось бы – вот она вольница). По жизни он был алкоголик конченный, бухал по-чёрному, но руки у него золотые. В ополчении бросил пить, ибо даже за запах перегара могут наказать (как именно не знаю). Появились деньги, стал смотреть в будущее с перспективой. И такие случаи не единичны. С другой стороны периодическое появление пьяных ополченцев говорит о том, что в каждом подразделении к этому относятся по-разному, как и с оплатой.
Касательно оплаты всё по-прежнему. Кто как кот в масле, а кто лапу сосёт. Однозначного ответа почему всё именно так у меня до сих пор нет.
О снабжении армии. Основной канал снабжения, конечно, идёт из России. Новенькие Уралы, КАМАЗы можно периодически наблюдать в городе. Причём даже на колёсах лак не поцарапан. Вооружение, боеприпасы, обмундирование тоже всё идёт оттуда. Но есть у меня знакомый ополченец, который говорил, что им почти ничего не идёт по одной простой причине – при отступлении укропов осталось очень много техники, вооружения и боеприпасов (речь не про Дебальцево), поэтому трофеев хватает с лихвой.
О гуманитарной ситуации. Ситуация на грани катастрофы. Ещё чуть-чуть и будет совсем не весело. Пару недель назад супруга ездила на продуктовую базу (там обычно всё дешевле, а потому мы периодически наведывались туда). Чего нет перечислять дольше, потому перечислю что есть: крупа перловая и ячневая, мука. Всё! То есть гречка, рис, сахар и так далее – этого просто нет (я говорю про фасовку мешками, ибо меньшим объёмом приобретали только горох и манку – экономия налицо). Зато полно колбас с различным уровнем содержания мяса по цене, как будто их делали индийские девственницы из мяса панд или крокодилов. Естественно спрос на них упал сильно. Продукты с украины или ДНРа. Российское говорят тоже есть, но я не замечал, по крайней мере чего-то существенного. Надо помнить, что Донецкая область даже в советские сытые времена сама себя продовольствием не обеспечивала, поэтому сейчас рассчитывать на что-то своё в достаточном количестве и ассортименте в условиях огрызка области не приходится. С украинскими продуктами есть две беды. Первая это блокпосты, через которые частенько не пускают грузы. Хоть ложись и бейся головой о землю – не пустят. Вторая проблема – если всё же пускают, то за плату. До резкого обвала гривны дань составляла 1грн за 1кг груза. Сейчас не знаю. Но и тогда начало всё дорожать и не всё сюда поступать. Причина, кроме первой, банальна – с экономической точки зрения везти сюда товар теряет смысл. Дошло до того, что на рынке начались проблемы с фуражным зерном (для корма скота). Некоторые люди, ведь, предвидя непростую ситуацию начали заводить живность с перспективой её съесть, но цены выросли и перебои с зерном намекают на возможность настоящего голода.
Потихоньку население сдаёт валюту в обменники даже по дикому курсу с маржой гривен в девять (которая была сразу после обвала гривны), и три в настоящее время. Курс устанавливает ДНРовский Государственный банк. Золото сдают в ломбард. А хрусталь уже начали продавать на диких рынках – ибо кушать уже многим нечего (пока что не массово).
На улицах стали появляться люди околобомжеватого вида. То есть это не бомжи в классическом смысле этого слова. Это люди, которые потеряли своё жильё и живут в подвалах или где придётся. Они попрошайничают на хлеб. И этот хлеб едят. Некоторые даже не пьют. Другие, довольно молодые (до ~50-ти лет) ходят с ищущим взглядом. Стало больше уличных музыкантов разной степени убогости. Люди нуждающимся подают по мере своих возможностей. Бомжи одеты в приличную, но грязную одежду, да и сами давно не мылись. Социальные столовые есть, но они не решают проблемы. Во-первых, они рассчитаны где-то на тысяч пятнадцать человек (в официальных заявлениях встречал). Во-вторых, там кормят один раз в сутки (по крайней мере так было), а кушать хочется больше.
Деньги не платят. Пенсионеров кормят обещаниями. Про выплаты на детей похоже вообще решили забыть. Зарплаты платятся далеко не везде. Экономика стоит и подвижек в её налаживании не видно, а поэтому всё скорее наоборот – всё хуже и хуже.
Лекарства получить в качестве гуманитарной помощи фактически не реально. То что даёт фонд Рината Ахметова совсем не покрывает насущных потребностей среднестатистического человека, не говоря уже о пенсионерах, хоть набор и неплохой. А в ДНРовской бесплатной аптеке, коих несколько штук, надо записываться заранее и неизвестно когда получишь, если доживёшь.
Стиральных порошков и мыла с шампунем ни в какой гуманитарной помощи нет, а значит выбор не велик – либо не мыться и не стираться, либо изыскивать средства и покупать. Но даже покупать становится всё сложнее и сложнее, ибо мелкое предпринимательство уходит и банкротится. На рынках закрыто от 25% до 80% торговых точек – зависит от месторасположения рынка и товара. Товар постепенно исчезает. Извините, но даже женские прокладки нельзя прийти, взять и купить. Их может просто не оказаться.
В магазинах штучного товара отпускают не более двух штук в одни руки. Если товара нет, то ясности когда он будет и будет ли вообще нет. Продавцы сами не знают что будет.
Нет. Я не паникую, как может показаться многим. Я хочу предотвратить панику. Я просто вижу ситуацию реально. И я вижу в каком направлении она развивается. Я как дозорный, который видит беду первым и доносит о ней остальным. Большинство людей живут одним днём. Отсюда и возникают потом солевые, спичечные, гречневые и другие паники. Просто пройдёт ещё пару месяцев, может больше и паника охватит подавляющее большинство населения. Возникнут народные волнения. Что тогда будет делать власть ДНР можно только догадываться. Стрелять в гражданское население или что?
У многих людей назревает тихая паника и мы с коллегами уже гадаем где раньше стрельнут голодные бунты – на украине, где жизнь стала резко хуже и во многом даже хуже чем у нас (где тарифы на коммуналку низкие и на те можно забить), либо в ДНРе, где тяжёлые времена длятся уже слишком долго, а улучшения ситуации не предвидится.
Что, блин, угнетает, так это отсутствие каких-либо действий со стороны властей ДНРа, чтобы хоть как-то поднять экономику. А она, экономика, находится где-то в районе дна. Самое простое, что могла сделать здесь власть, так это объявить налоговые каникулы для мелких предпринимателей. И где-то калённым железом выжечь несокрушимость частной собственности – чтобы люди не боялись за своё имущество. Моё предложение – зарабатываешь не больше $50 000 в год – налоги не плати. А для всех остальных 5% налога на прибыль. Есть более жёсткий вариант – 1% налога на прибыль для зарабатывающих от $5 000 до $50 000 в год. А остальным каникулы – надо чтобы сюда шли деньги, шла работа. А всё что я вижу – это плакаты с призывом платить налоги и требовать чеки в бывшей сети магазинов АТБ, которые теперь стали Первыми Республиканскими Маркетами.
Гуманитарные конвои ситуацию здесь не спасут. Я бы лучше привёз сюда автобус инвесторов, чтобы появилась работа, а не тащил никому не нужные учебники. Этого добра и самим можно напечатать – были бы деньги в экономике. Тут ещё абсолютно тупое решение, на мой взгляд, создание своей таможни на Российской границе. Блин, тут надо эту таможню гнать в шею от границы, чтобы товары стали дешевле. И Россию просить сделать то же, хотя бы де-факто, раз уж мы для неё де-юре всё ещё украина. Или что-то в этом духе. Я не экономист, но их полно, которые смогут что-то грамотное посоветовать. А здесь ещё заявления Захарченко о жёстком госрегулировании цен. Отрегулировать их как всегда не получится, а вот вырастить чёрный рынок это запросто.
Короче, ребята, если очень быстро здесь ничего не изменится, то город либо разъедется, либо вымрет с голода, ну или будут голодные бунты. Если кто меня читает, кто может достучаться до верхов в Донецке и Москве, стучите – это лучшее что вы можете сделать. Ибо это п**дец. Его замалчивают и показывают красивую картинку на экране телевизора, а на деле северный полярный лис уже даже не крадётся, а показался и смело приближается к нам. Через несколько месяцев что-то делать на этом поприще будет просто поздно!
О настроении людей. Знаете какое самое популярное слово в Донецке? П**дец (всё пропало – это для тех, кто читает в переводе)! Почему? Да потому что оптимизма, хороших настроений относительно будущего нет. Стреляют? П**дец! Цены выросли? П**дец! Не ходит транспорт? П**дец!
А второе по популярности слово? Попробуйте. Не получается? Вот правильный ответ – зае**ли (как мне это всё надоело)! По крайней мере среди своих коллег мы это используем постоянно. Путин сказал о мире и о том, что Донбасс - это неотъемлемая часть украины? Зае**л! Захарченко сказал, что мы независимы, либо что требуем особый статус Донбасса? Зае**л! Порошенко сказал про то, что украина будет здесь, либо о мире? Зае**л!
А теперь чуть подробнее.
Люди устали от всего. Прежде всего от войны и своей неопределённости. Люди видят, что все везде врут. Настроения полностью противоречивые. Что делать люди не знают и голова от этих мыслей идёт кругом. Часто разговор сказывается к теме, что здесь, в ДНРе, делать абсолютно нечего и надо уезжать отсюда навсегда. Бросать всё и уезжать. Куда? Разумеется большинство говорит о России – ибо там экономическая ситуация будет получше, а сама Россия ближе. Но совершенно нормальным является если тот же самый человек, который пять минут назад говорил, что надо уезжать, заявляет, что там не всё так радужно, что делать там нечего и что нас там ни кто не ждёт. И такие мысли все воспринимают абсолютно нормально. Ибо такие же мысли примерно у всех. Я даже скажу, что у людей появился очень-очень лёгкий, но патриотизм к ДНРу, как к государственной структуре, но не более того. Я не буду брать фанатиков с двух сторон, ибо их позицию не поменять. Но основная часть населения видит, что России здесь выгодна затяжная война, дабы отвлечь украину от Крыма. Все были бы счастливы, наверное, если бы это было не так, но большинство так или иначе уже так считает. Нищей украине мы тоже не нужны ибо мы все здесь террористы и сепаратисты, которых надо уничтожить. И в этот момент, когда становится ясно, что мы никому не нужны у людей появляется лёгкий патриотизм говоря что-то вроде – Донбасс наш дом. Это не громкое заявление. Это, наверное, даже грустное и отчаянное в некотором роде заявление для самого себя. Но в этом доме делать нечего и это угнетает. Люди очень прохладно относятся к власти ДНРа, потому что абсолютно не ясно чем они там все занимаются. Даже такие, в общем-то политически активные граждане вроде меня, не могут сказать что же у нас меняется, к чему хорошему мы идём? Официальный сайт ДНРа на 90% забит пустыми новостями о каких-то конкурсах, соревнованиях, концертах и прочей чепухе, которой интересуется процентов пять населения. Люди видят, что у власти отсутствует чёткий план на мирную жизнь. Дело даже не в конкретно написанном плане, а в видении ситуации. Что-то латать, ремонтировать и распределять гуманитарку это да, это мы умеем. А что будет завтра? Независимое ДНР, Новороссия, в составе России или украины? Ведь глядя на метания официального Донецка на этот вопрос не может ответить ни кто. Если мы независимы, то зачем мы настаиваем на особом статусе отдельных районов Донецкой области и подписываем минские соглашения? Если мы в составе России, то почему нас туда не берут (немного ехидно в сторону руководства), если мы в составе украины, то зачем гибли все эти люди? Ради особого временного статуса?
Возвращаться в состав украины хочет очень мало людей. Даже вполне себе активные укропы сейчас в этом направлении прижали язык. Ибо когда зашла речь о газе по 7 гривен за куб, то любишь или не любишь ДНР, а здесь всё же лучше. И поэтому даже они в состав украины рваться перестали. Ведь при ценах на Российский газ для населения в Ростове-на-Дону около 2,34 грн/м3 (при курсе 0,45) даже здесь будет легче выжить. Люди, которые занимали мягкую взвешенную, но проукраинскую позицию (таких укропами называть язык не повернётся – это нормальные украинцы) стали говорить про «наших» как про ополченцев ДНР и ассоциируют себя с ДНРом. Люди, которые занимали явно пророссийскую сторону, вроде меня, на всё махнули рукой и скептически смотрят на любой вариант развития событий и стали в некотором роде патриотами ДНРа. Конечно мы все за Россию, но её политика нас явно не устраивает.
Не у одного себя наблюдаю желание напиться и забыться, но, к счастью, мы к этому методу не прибегаем. По крайней мере, среди своих знакомых, я этого не замечал. Отношение собственно к власти ДНРа как в знаменитом фильме «Свадьба в Малиновке» – белые пришли – грабят, красные пришли – грабят. То есть всё в духе – была одна банда и грабила, сейчас другая. Все наверху временщики и пытаются услужить сразу нескольким хозяевам, а это людям не нравится. Нельзя подписывать минские соглашения, требовать их исполнения и при этом заявлять о том, что мы строим независимое государство. Что за бред?! Уже имейте мужество сказать что-то одно. Люди хотят понимать что вы строите. Надежда на гуманитарную помощь из России и постоянные призывы воевать за Донбасс с отсутствием гражданского строительства (в самом широком смысле этого слова) угнетают и раздражают. К тому же видно, что все так или иначе служат не столько интересам людей, которые где-то в конце списка приоритетов, а своему будущему благополучию, когда сбегут отсюда, своим хозяевам в недрах бывшей Партии Регионов, Москве и может быть даже в Киеве. А мы все – мы заложники этой ситуации, которую во многом сами дончане и создали, хоть это доходит и не до всех. Да и когда единственный прилично выглядящий известный человек во власти это бывший функционер финансовой пирамиды МММ Пушилин, то сложно ожидать хорошего отношения к власти.