Реклама Google — средство выживания форумов :)
По его словам, за время пребывания на Украине у него сложилось впечатление, что в стране сильно ухудшилась ситуация со свободой слова. Он считает, что в Финляндии многого не знают об истинном положении вещей на Украине, потому легко сваливают всю вину на Россию.
Журналист сообщил, что присутствовал на суде, на котором украинские власти пытались запретить деятельность оппозиционной партии: «Такой цирк, который был в зале суда, я никогда не видел прежде: полный хаос, угрозы и навешивание ярлыков».
Так как в Интернете начала подниматься волна по поводу моего заявления об увольнении с должности шеф-редактора газеты «Сегодня», объясняю его причины.
Олесь Бузина
Первое: я не согласен с ЦЕНЗУРОЙ в той газете, где работал. У нас, согласно распоряжению свыше (из медиа-группы «Украина»), которая стоит НАД редакцией и НАД шеф-редактором, нельзя критиковать «светлую личность» премьер-министра Арсения Яценюка, о чем я узнал только после вступления в должность. Он НЕПРИКОСНОВЕНЕН, с чем я не согласен. Это такая «редакционная политика». Но проводить ее я не желал. В «Сегодня» нельзя также писать о множестве «секретов» — например, о том, что фабрика Порошенко увеличивает производство в России. Заметку об этом, которую я инициировал, снял лично гендиректор газеты Василий Потапов, «дабы чего не вышло».
Второе: наделяя ответственностью, нужно давать шеф-редактору еще и полномочия, а не связывать его по рукам и ногам запретами на изменения в кадровой политике. Таких полномочий у меня не было. В сущности, они вообще были не определены.
Третье: сайт «Сегодня» по редакционным правилам не находится в подчинении ни шеф-редактора, ни главного редактора газеты. Это такая политика медиа-группы – запутывать все и вся, делить власть, но назначать кого-то козлом отпущения. Когда я говорил тому же гендиректору Потапову: «Давайте сделаем официальное заявление, что сайт мне НЕ ПОДЧИНЕН. Я не хочу нести ответственность за непрофессионализм и ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ его руководства, Потапов отвечал мне: «Не надо этого делать. Еще не время». Я так и не понял, когда же это время наступит. А потом подумал: чего ждать? Официально заявляю: я отвечал только за БУМАЖНУЮ версию «Сегодня». За всю ту милую чушь, которая регулярно выходила на сайте газеты, за исключением моих колонок, пусть отвечает его редактор Светлана Панюшкина – пора придать гласности имя этой чиновницы, очень любящей прятаться от ответственности.
Четвертое: куратор газеты от медиа-группы «Украина» Екатерина Лапшина и гендиректор Василий Потапов запрещали мне общаться с прессой, участвовать в ток-шоу и комментировать любые ситуации, начиная с шумихи в масс-медиа в связи с моим назначением два месяца назад.
Как всякий писатель я решил, что свобода и публичность мне все-таки дороже шеф-редакторской зарплаты и посвятил г-же Лапшиной эпиграмму:
Ну, кто такая Катя Лапшина,
Чтоб Кате подчинялся Бузина?
И, пятое, чашу моего терпения переполнило имиджевое интервью с бывшим главой фискальной службы Украины Игорем Белоусом. Я, как мог, сопротивлялся появлению этого пустого материала, ничего не имеющего общего с журналистикой. Но его спустили в газету «сверху». В конце концов, я плюнул и написал заявление об уходе. Делайте, что хотите. Но без меня.
Привет, воля!
Интервью программе "Вести" на телеканале "Россия 1".
Олесь Бузина
— С чем связано ваше решение уйти?
— С цензурой. Я не хотел превращаться из журналиста в цензора. Существовали негласные указания, что можно делать, что нельзя делать газете. Одним из таких указаний был запрет персональной критики премьер-министра Яценюка, запрет критики бывшего президента Кучмы, например. И еще существовало несколько подобных распоряжений. Ну, работать в этой ситуации было невозможно. Делать политическую часть газеты невозможно. Можно было просто сидеть, получать деньги и скатываться в развлекаловку. Я предпочел уйти.
— Получается, вас обвинили в нелояльности — к кому? К премьеру Яценюку?
— Да нет, меня не обвиняли в нелояльности к премьеру Яценюку. Кроме всего прочего, через газету пошел ряд заказных материалов. Их спускали сверху, их надо было ставить в обязательном порядке, это были так называемые имиджевые материалы, материалы ни о чем. Но существуют журналистские принципы, существуют журналистские стандарты, и... Я в журналистике с 1992 года. Вот как меня учили, так я и предпочитаю действовать, согласно незыблемым канонам журналистики. Пиар — это одно, а журналистика — это совсем другое. И ставить бездумный, глупый материал, который появлялся неизвестно откуда, и благословлять это своим именем я не хотел. А так как количество этих материалов постепенно увеличивалось, то я принял решение уйти. Шеф-редакторская должность, скорее, декоративная, чем на самом деле влиятельная для дел внутри той системы, где я работаю. И влияние на шеф-редактора осуществлялось сверху прежде всего. И людей, которые сверху на него, то есть на меня, начинали влиять, было очень много. Они предпочитали оставаться в тени. То есть, например, мне сказали: вы не должны выступать по российскому телевидению. Я спросил: "А почему?" Я что, высказываю какие-то сепаратистские мысли, например? Я что, поддерживаю войну в какой-либо форме? "Нет, вы не должны выступать, и все". Вот вам один запрет. И таких запретов тоже было довольно много. Я не имел права даже говорить о том, что интернет-сайт газеты "Сегодня" официально не подчинен мне как шеф-редактору. Вот глупости выходили на сайте, ошибки фактические выходили. В этих ошибках обвиняли меня. А в реальности сайтом руководит совсем другой человек, человек, мне абсолютно не подчиненный. Совершенно. Вот кто бы он там ни был. Когда я говорил: давайте сделаем официальное заявление, что сайт мне не подчинен, то мое руководство говорило: нет, такое заявление делать не надо. То есть, с какой стати мне быть, извините, в этой ситуации крайним постоянно? Меня подставляли, а я должен был молчать. С какой стати?
— Как вы оцениваете те процессы, которые сейчас происходят на Украине? Самоубийством покончили уже два бывших депутата Партии регионов, а еще большее количество бывших представителей партии власти преследуются.
— Да это идиотизм. Просто идиотизм. Янукович, когда пришел к власти, посадил Тимошенко, посадил Луценко, часть людей, находившихся тогда в оппозиции Януковичу, убежала из страны. Приходит новая власть под благородными лозунгами и делает то же самое. Абсолютно то же самое. И точно так же часть людей вынуждена уехать из Украины, причем кто на восток, а некоторые и на запад уехали. Яркий пример — очень известный олигарх Фирташ, который находится в Австрии, например. Уж куда более яркий можно подыскать аргумент в пользу всего происходящего. Пытаются отжать телеканалы. То есть отъезд Фирташа связан, по версиям очень многих экспертов, с тем, что у него просто хотят забрать канал. У Порошенко очень скромный канал по своим возможностям, Пятый, а "Интер" — канал общенациональный, и почему бы не наложить на него руку, не сделать его абсолютно ручным, чтобы и тени там не было оппозиционности. Таких примеров очень много. По сути, создается диктатура. Но оттого, что диктаторов — не один, а трое, суть дела не меняется. Перед тем, как появилась диктатура Октавиана Августа, был триумвират. И гражданская война. Вот и все. Помпей, Красс и Цезарь правили Римом. Но это была диктатура, хоть и триумвират. Диктатура трех. Так тоже бывает в истории.