Оружие для армии, которая не умеет им пользоваться
Даже если отправка оружия на Украину — это хорошая идея, уже, скорее всего, слишком поздно ее реализовывать. В сущности, борьба Украины за ее сепаратистские регионы была проиграна 5 сентября. Несмотря на перемирие, в некоторых районах под Донецком продолжаются столкновения. Судя по нынешним разговорам в Киеве, по мнению некоторых политиков, украинские власти все еще имеют шанс вернуть себе захваченные районы при помощи военной силы. Сейчас Украина не может себе этого позволить, и она тем более не сможет себе этого позволить после окончания зимы, когда сепаратисты уже консолидируют свои достижения. Поэтому предоставление оружия Украине лишь воодушевит любителей повоевать.
В любом случае, украинские вооруженные силы сейчас находятся не в том состоянии, чтобы осваивать новое оружие. Им требуются структурные реформы и модернизация — армия России занимается этим уже в 2008 года, демонстрируя серьезные результаты. Украинской армии не хватает технических навыков, чтобы управлять и сохранять в бою собственное оружие, и она неспособна обеспечивать поддержку своих отрядов в продолжительном бою. У нее нет ни опорных технологий, ни подготовки, ни системы командования, которые необходимы для успешного использования западного оружия.
Оружие, которое окажется в чужих руках
Если США отправят оружие на Украину, мы не сможем заранее сказать, в чьих руках оно окажется. Живущие в нищете солдаты, вероятнее всего, попробуют продать любые западные устройства. В настоящее время в украинской армии насчитывается по крайней мере 7000 добровольцев под командованием различных людей, некоторые из которых финансируются олигархами, а другие руководствуются ультраправыми политическими убеждениями. Как могут США быть уверенными в том, что предоставленное оружие не окажется в руках бойцов батальона «Днепр» Игоря Коломойского или что мы не увидим похожий на свастику символ батальона «Азов» на американских бронемашинах? Эта идея кажется еще более сомнительной, учитывая то, сколько танков, ракетных установок и бронетранспортеров украинские солдаты бросили прямо на поле боя, фактически подарив их пророссийским сепаратистам. Это станет весьма неприятным отголоском эпизодов, когда боевики Исламского государства разъезжали по северу Ирака на американских машинах.
Даже если все оружие попадет в правильные руки, антитеррористическая операция украинского правительства скорее напоминает войны России в Чечне, чем противоповстанческую кампанию. США могут закрыть глаза на эти действия, как они часто поступали в период Второй чеченской войны, однако становиться их участником — это уже нечто иное.
И, наконец, те, кто предлагают отправить на Украину целый арсенал оружия, очевидно, плохо понимают, почему она потерпела поражение в этом конфликте. На Украине нет нехватки оружия, по крайней мере, там есть достаточное количество оружия, чтобы справиться с сепаратистами. Хотя значительная часть этого оружия сломалась и была оставлена на поле боя, украинская армия продолжала продвигаться и вытеснять ополченцев, пока в конце августа в этот конфликт тайно не вмешалась Россия. Когда это произошло, никакие дополнительные радары и приборы ночного видения не могли уже изменить баланс сил.
США могли бы достичь гораздо большего и потерять при этом гораздо меньше, если бы они передали Украине 350 миллионов долларов, выделенных на оружие для этой страны, чтобы она могла приобрести продовольствие и зимнее обмундирование для своих солдат. Увеличение количества оружия лишь усугубит конфликт с Россией, а также укрепит медиа-кампанию Москвы, в рамках которой она пытается изобразить Украину марионеткой и государством-клиентом Запада.
Оружие, которое может спровоцировать еще одну трагическую войну
В этом отношении США стоит вспомнить свои ошибки, которые они допустили в отношениях с Грузией. После революции роз 2004 года новое неопытное руководство Грузии, вдохновленное подготовкой и военной помощью Запада, поверило в то, что оно может одержать победу в конфликте с Россией. В 2008 году российская армия — гораздо более слабая и плохо подготовленная, чем сейчас — всего за несколько дней разгромила грузинскую армию. Затем она захватила значительную часть современного оборудования, которое Грузия ранее приобрела, и уничтожила большую часть оставшейся военной техники. После того как на смену старому коррумпированному руководству Украины придут молодые реформаторы, их скорее всего постигнет та же участь: они идеальны для преобразования страны, но совершенно не готовы к тому, чтобы повести ее на войну.
Поэтому вместо того, чтобы предоставлять Украине оружие и новейшее оборудование, они должны сотрудничать с ней, чтобы сделать ее вооруженные силы меньше, но эффективнее. На это потребуется много лет. Украина может договориться со своими соседями о поставках запчастей, чтобы починить то военное оборудование, которое уже сейчас есть в ее распоряжении. Между тем, США должны внушить Киеву, что частные подразделения и отряды добровольцев — это симптомы краха армии, а вовсе не ее спасение.
В конечном счете, Украина нуждается в деньгах и в экономике, которая может поддерживать ее вооруженные силы. И именно в этой сфере США не оказали практически никакой поддержки. В сентябре Юджин Румер (Eugene Rumer) написал, что «помощь США с самого начала кризиса в прошлом году зачастую ограничивалась лишь устными заявлениями». Если мы поможем восстановить экономику Украины, это принесет гораздо более значительные результаты, чем отправка партий оружия: если экономика восстановится, за ней последуют и вооруженные силы.