Кому подыгрывает Standart & Poor's
// lenta.ru
..Дело в том, что совокупный внешний долг России в прошлом году снизился с 729 миллиардов долларов до 600 миллиардов. При этом долги корпораций перед иностранными кредиторами сократились на 104 миллиарда долларов.
Сдержанный оптимизм министра косвенно подтверждают международные финансовые рынки. Судя по текущей стоимости страховок от российского дефолта (так называемых дефолтных свопов), инвесторы оценивают вероятность этого события в 34 процента. По размерам резервов Россия занимает 8 место в мире: на 16 января они составляли чуть менее 380 миллиардов долларов. При этом суммарный внешний долг (с учетом корпоративных займов) в начале года достигал 600 миллиардов долларов. Из них в течение года надо выплатить только по основному долгу, не считая процентов, около 110 миллиардов. Плюс — примерно 23 миллиарда долларов процентных платежей. Эти суммы нельзя назвать неподъемными. Тем более что объем расходов, связанных с обслуживанием непосредственно госзаимствований, гораздо меньше и не превышает 6 миллиардов долларов.
Правда, снижение суверенного рейтинга, скорее всего, повлечет за собой и аналогичные меры в отношении российских банков и корпораций. А у них долгов намного больше. И нельзя исключать, что эти заемщики возобновят масштабную скупку валюты, дабы подготовиться к болезненной реакции зарубежных кредиторов и, как вариант, — попытаться досрочно погасить кредиты.
К вечеру понедельника доллар на Московской бирже подорожал на 5 рублей, а евро — на 6. Кроме того, эксперты предрекают обвал фондовых индексов на сегодняшних торгах. И многое зависит от того, не возникнет ли необходимости в очередной переоценке банковских активов и дополнительной докапитализации кредитных учреждений. В таком случае на бюджет ляжет дополнительная нагрузка, способная стать критичной.
Между тем, в понедельник Владимир Путин, проводя очередное совещание, посвященное антикризисному плану правительства, подчеркнул, что разработанные кабмином меры должны обеспечивать и социальную, и макроэкономическую стабильность. То есть сохранять «приемлемые параметры» по инфляции, дефициту бюджета и уровню резервов.
В Standart & Poor's своим рейтинговым демаршем, похоже, сыграли на руку правительственным «консерваторам», сторонникам предельно дозированного использования резервов и максимально возможного сокращения госрасходов. Такой точки зрения придерживается Минфин. Главным его оппонент — Минэкономразвития, которое и разрабатывало антикризисный план в его первоначальной редакции. Показательно, что Силуанов, комментируя решение S&P, подчеркнул: «Доказать, что оценка чрезмерно пессимистична, мы можем своими действиями».