В интервью Обама также отметил, что еще 3-4 месяца назад «каждый в Вашингтоне был убежден, что президент Путин гений». «А сегодня, знаете, я чувствую, что, по крайней мере, за пределами России, могут быть люди, думающие, что то, что делал Путин, было не столь умно», — заявил президент США.
Тут у нас один стрелец –
Шибко грамотный, стервец!..
Вот и вышло мне заданье
Извести его вконец!
Воссоединение Крыма и России, а также независимая внешнеполитическая позиция страны на международной арене привели к небывалому росту патриотизма. Желая настроить россиян против собственного правительства, западные страны решили ввести экономические санкции, которыми рассчитывали понизить уровень жизни и вызвать возмущение россиян. Достичь желаемого им, однако, не удалось.
Сложности лишь сплотили россиян, продемонстрировав им, кто в действительности является врагом развития страны. И чем острее становилась риторика Запада, тем ощутимее были патриотические проявления в России. Такое поведение стало настоящей неожиданностью для политических лидеров из США и Европы.
Еще одной уникальной и неожиданной стороной в сложившейся ситуации стал сам фактор, который сплотил россиян. Дело в том, что социологи, говоря о событиях подобного масштаба, захватывающих умы и сердца множества людей и вызывающих у них одинаковую реакцию, обычно приводят в пример только страшные трагедии, перед лицом которых и объединяются люди. Такими событиями стали обрушение башен-близнецов в Нью-Йорке в сентябре 2001 года, теракт в здании Дома культуры на Дубровке или цунами в Таиланде, унесшее жизни сотен тысяч человек.
Однако воссоединение России и Крыма произошло полностью бескровно и, более того, при абсолютной поддержке местного населения. Это событие стало радостным как для самих крымчан, так и для остальных россиян, живущих на "материковой" части России. И именно радость и осознание свершившейся исторической справедливости стало той эмоцией, которая возобладала в умах граждан всей страны. В этом и заключается главная уникальность произошедшего – объединяющей силой стало положительное, а не отрицательное событие.
В общей сложности, почти 80% сограждан убеждены в том, что за последний год уровень коррупции в стране либо сохранился на прежнем уровне, либо повысился.
Предновогодний опрос делового телеканала РБК-ТВ принес шокирующие результаты: лишь 6,0% его аудитории попросили бы у Деда Мороза для России отмены санкций, и только 7,4% — стабильного рубля. Более четверти (27,3%) — мира на Украине, но абсолютное большинство — 59,3% — попросили бы, как высшего блага для нашей Родины, «возрождения СССР».
Как заметил по этому поводу политолог Михаил Делягин: «Вероятно, для них возрождение Советского Союза объединяет в себе все остальные потенциальные возможности — и невозможность болезненных санкций Запада, и стабильность национальной валюты, и мир на Украине, — и еще множество других радостей и надежд россиян.
Очень показательно, что такова реакция аудитории не газеты „Завтра“, а делового канала, которая по определению является значительно более либеральной, чем население страны в целом.
Данный опрос представляется доказательством того, что шоры либеральной пропагандистской лжи окончательно упали с глаз россиян, и понимание необходимости возрождения Советского Союза, пусть даже и на качественно новой основе, и без погубивших его пороков, объединяет наш народ, как никогда раньше при жизни нынешнего поколения.
Наши задачи ясны и едины для всех — впервые за все четверть века национального предательства».
В острой геополитической ситуации ядерная держава, ориентированная на изменение сложившегося статус-кво, обладающая превосходящей политической волей к такому изменению, большим равнодушием к ценности человеческих жизней (своих и чужих) и определенной долей авантюризма, может добиться серьезных внешнеполитических результатов всего лишь угрозой применения или весьма ограниченным применением ядерного оружия.
Ведь ядерная стратегия – это не сухой математический анализ сценариев обмена ударами, а во многом драматический психологический поединок. Путинская повестка дня Четвертой мировой войны не ставит свой целью уничтожение ненавистных США, чего сегодня действительно можно было бы достичь только ценой взаимного самоубийства в ходе полномасштабной ядерной войны. Эта повестка пока значительно скромнее: максимальное расширение "Русского мира", распад НАТО, дискредитация и унижение США как гаранта безопасности Запада.
Путин давно наблюдает за своими западными партнерами и глубоко презирает их. А как же еще относиться к ним, если канцлеры и премьеры великой Европы выстраиваются в очередь послужить холуями на его бензоколонках за жалкое вознаграждение в 2 миллиона евро в год? Или после того как Путин на пару с Асадом одним химическим ударом развели западных лидеров, полностью подменив повестку дня сирийского кризиса, мгновенно превратив президента этой страны в глазах мировой общественности из палача в респектабельного государственного мужа, занимающегося благородным делом химического разоружения. Путин просчитал тогда Обаму с его red lines и полагает, что просчитал сегодня своих бывших партнеров по "Большой восьмерке".
Он убежден, что переиграет их в потенциальных военных конфликтах, которые возникнут на пути реализации великой идеи "Русского мира", несмотря на то, что РФ намного уступает НАТО в области обычных вооружений и не превосходит США в ядерной сфере. Он будет играть с ними не в шахматы, а в ядерный покер, повышая ставки, и они в критический момент моргнут и отступят.
"Парадокс Нарвы" – способность Путина одним шагом поставить весь Запад перед немыслимым выбором – унизительная капитуляция и уход из мировой истории или ядерная война с человеком, находящимся в другой реальности, – обсуждался и обсуждается в последние месяцы во многих мировых мозговых центрах. Я принимал участие в некоторых из этих дискуссий. Могу сказать, что у Запада нет адекватного решения парадокса Нарвы. Более того, наметилась одна очень показательная тенденция в поведении некоторых стран – членов НАТО. На нее обратил внимание в своей недавней статье заместитель главного редактора Washington Post Джэксон Диль. Размышляя над "пропутинским " дрейфом таких стран, как Венгрия, Чехия, Словакия, он справедливо отмечает, что такое их поведение объясняется не только и уже не столько чисто экономическими причинами. "Некоторые из них, кажется, уже хеджируют свои ставки и в сфере безопасности и идеологии. Они пришли к выводу, что не стоит им дожидаться проверки на практике, шутил ли Путин о своих марш-бросках в столицы стран бывшего советского блока и придет ли на самом деле возглавляемая Обамой НАТО на помощь этим странам".
Кремль одержал первую психологическую победу в своей гибридной войне с балтийскими соседями: три из "Вышеградской четверки" стран НАТО уже хеджируют свои риски на случай отказа НАТО защищать Балтию от собирателей исконных русских земель. Инструменты этой гибридной войны разнообразны: заявления российского МИДа о притеснениях этнических русских, регулярные вторжения военных самолетов РФ в воздушное пространство соседних стран, похищение эстонского офицера, арест литовского судна, вырванная из контекста шутка Путина о том, за сколько дней он дойдет до Риги, Таллина, Вильнюса, Варшавы и Бухареста, и многое другое. И все большую роль в гибридном арсенале, и не только в отношении Балтии, играют нарастающее бряцание ядерным оружием, запугивание ядерным оружием, прямой шантаж угрозой применения ядерного оружия.