Брюссель еще тешит себя надеждами, что Москва пересмотрит решение остановить проект «Южный поток», о чем накануне в Анкаре заявил президент России Владимир Путин. Но это заявление подтвердил и глава «Газпрома» Алексей Миллер. По его словам, «возврата к „Южному потоку“ не будет, проект закрыт». Теперь «Газпром» намерен перенаправить 63 млрд кубометров российского газа через Турцию, построив новый газопровод по дну Черного моря. Переговоры между Россией и Турцией по новым проектам состоятся в ближайшие дни.
Обозначим параллельные действия.
Бакинские СМИ пестрят заголовками типа «Игра на опережение: сумеет ли Азербайджан взять под контроль идущий в Европу газопровод из Каспия». Констатируется, что мощности, которые собирается реализовать «Газпром» в Турции, обесценивают не только украинскую газотранспортную систему, но и выдавливают с турецкого рынка Азербайджан: подводка к турецко-греческой границе 50 млрд кубометров российского газа — в разы больше, чем там намеревался иметь Баку. Вот что пишет в этой связи польское издание Newsweek: «Несколько дней назад британский нефтехимический гигант BP присоединился к консорциуму, занимающемуся строительством газопровода TANAP. Это труба, по которой пойдет газ (для начала 16 млрд кубометров) из Азербайджана в Турцию, с возможностью ее продолжения в Европу. Это будет конкурент „Голубого потока“, но с той разницей, что, в отличие от планов „Газпрома“, TANAP получил благословение от Евросоюза. Проект будет готов в 2018 г. Более того, о присоединении к проекту мечтают иранские аятоллы. Иран вместе с Катаром начал недавно добычу на месторождении Северный Парс — это самое крупное газовое месторождение на земле: оно настолько огромно, что могло бы покрыть европейские потребности на несколько десятков лет. Иранцы хотели бы продавать свой газ в Европу. Сейчас им мешают в этом санкции, наложенные на Иран в связи с ядерной программой. Переговоры о приостановке или отмене санкций взамен на отказ от иранских ядерных амбиций продолжаются». Фактом является то, что еще в июне Болгария прекратила подготовительные работы над проектом «Южный поток», а буквально на днях США на год продлили санкции против Ирана, что подчеркнуло роль Азербайджана как главного энергетического «разводящего» на Каспии.
Турция, подключенная к TANAP, могла бы выждать время. По данным газеты Dunya,
«в направлении строительства газопровода TANAP были сделаны важные шаги, чтобы снизить надобность в „Южном потоке“ и усилить позиции европейцев перед Россией и „Газпромом“ хотя бы по вопросам объемов газа и цены, не говоря уже о возможностях способствовать тому, что природный газ Ирана, Ирака, Израиля и в долгосрочной перспективе Кипра будет достигать Европы». То есть президент Азербайджана Ильхам Алиев играл против Путина по-крупному. Что же касается президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, то, как отмечает газета Yeni Safak, «он предпочел проводить такую политику в отношении России, какой требуют ее интересы, заглядывая при этом за новые горизонты».
Турция, несмотря на давление Запада, не присоединилась к международным санкциям против России, сохранила позиции второго после Германии импортера российского газа, удержала проект строительства первой АЭС и возможности для множества турецких фирм работать на территории России. При этом Анкара действует прагматично, исходя из своего недавнего геополитического опыта в ситуации, когда Запад сужал ей пространство для маневра, особенно в свете событий на Ближнем Востоке и борьбы с «Исламским государством Ирака и Леванта», когда Эрдогана вынудили пропустить через Турцию вооруженные формирования Иракского Курдистана. Более того, реально возникшие у ее границ в Ираке и в Сирии два вооруженных очага практически ставили крест на проектах диверсификации поставок энергоресурсов. Однако полагаться на источники сырья, расположенные в зоне геополитической нестабильности, без учета политической обстановки, прежде всего, в Азербайджане и такой для него транзитной страны, как Грузия, крайне рискованно. Поэтому шаги Турции в сторону альянса с Россией абсолютно логичны, говорят о заинтересованности сохранить стабильную энергетическую, да и политическую ситуацию в стране. Поэтому трудно не согласиться с газетой Today's Zaman, которая считает, что «Турция стала резко менять свою внешнюю политику, ранее ориентированную только на основной маршрут транзита нефти и газа из Центральной Азии на Запад, минуя Россию».
Москва и Анкара стали действовать по знакомому сценарию времен Ленина и Ататюрка. Напомним, что в 1920-х г. в результате альянса между Москвой и Ангорой (так тогда называли столицу Турции — С.Т.) была успешно разыграна «карта» Баку, Тифлиса и Еревана.
Подробности:
Станислав Тарасов. Станет ли Путин «Лениным», а Эрдоган — «Ататюрком» - Политика, выборы, власть - Новости - ИА REGNUM
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM