На сайте американского портала «Market Watch» 4 декабря 2014 г. опубликована статья колумниста Бретта Арендса под заголовком «Это официально: Америка теперь на втором месте»
MarketWatch.com ... 2014-12-04 В статье, в частности, говорится:
«Китай стал лидером по масштабу экономики, впервые обогнав США. Это случилось как бы само собой, и этого почти никто не заметил. Согласно последнему отчету МВФ об объеме национального экономического производства, в реальном выражении за год Китай достиг уровня 17,6 трлн. долларов, а США – 17,4 трлн. долларов. Доля КНР в мировой экономике составила 16,5%, тогда как доля США – 16,3%. Таким образом, впервые за многие десятилетия США утратили статус крупнейшей экономической державы мира…Это ничего не изменит завтра или на следующей неделе. Но это изменит практически все в долгосрочной перспективе».
Это очень важное сообщение. Конечно, Китай сегодня не является богатейшей страной, несмотря на большие успехи в экономическом развитии. Объем ВВП в расчете на душу населения в Китае по-прежнему примерно в четыре раза меньше, чем в США. Это и не удивительно: Китай – огромная страна, с численностью населения почти полтора миллиарда человек. Но если дела в экономике пойдут такими темпами, как сейчас, то и по этому показателю Китай в обозримой перспективе вплотную приблизится к США.
Китай заслуженно пользуется особым вниманием гуманитарного научного сообщества. Китай строит «социализм с китайской спецификой» - любопытный гибрид марксизма в обработке Мао Цзэдуна и неолиберализма в азиатском аспекте. Китай демонстрирует один из самых высоких темпов экономического роста в мире. В сущности, он уже стал великой державой. Китайцы «спускают на тормозах» прежнюю командную экономику и при этом, в отличие от России, не допускают обвала из-за несинхронного ввода альтернативных заменителей. Похоже, подтверждается прогноз Арнольда Тойнби. По его мнению, китайцы ищут «средний путь», который удачно соединил бы «современный западный динамизм» с «традиционной китайской стабильностью». «Если коммунистический Китай сумеет одержать победу в этой социальной и экономической борьбе, он может преподнести миру дар, в котором нуждается и Китай, и всё человечество», - писал Тойнби (А.Дж. Тойнби. Постижение истории. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1991, с.598).
В Китайской Народной Республике земля, её недра и промышленные предприятия принадлежат государству, и лишь малая часть по отношению к государственной собственности находится в руках частных владельцев. Поэтому в Китае не существует крупных собственников, а основными классами являются крестьяне, рабочие, торговцы и интеллигенция. Экономика Китая подпитывается за счет больших запасов полезных ископаемых. На севере Китая сосредоточены крупнейшие в стране месторождения каменного угля и нефти. Месторождения цветных и редких металлов, крупнейшим из которых является месторождение вольфрама, занимающее по своим размерам первое место в мире, расположены в пределах Южно-Китайского массива. Здесь так же добывают сурьму, олово, ртуть, молибден, марганец, свинец, цинк, медь и др. Кроме того, в Китае находятся месторождения золота и других драгоценных металлов. Важную роль в экономике Китае играет промышленность. В настоящее время в Китае развиваются как традиционные отрасли промышленности - текстильная, угольная, черная металлургия, фосфорно-фаянсовое производство, так и новые отрасли - нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая, газовая, химическая, авиационная, космическая, электронная, машиностроение, приборостроение. Страна занимает ведущие позиции в мире по производству угля, цемента, минеральных удобрений, стали, электроэнергии. Характерными чертами китайского образа жизни являются высокая доля сбережения и накопления, экспортная ориентация экономики, традиционное отсутствие развитой демократии, устойчивость политической системы.
Многие годы КНР была верным другом и союзником СССР, пользовалась его экономической помощью. Но после развенчания Хрущевым культа личности Сталина на XX Съезде КПСС отношения между двумя соседями капитально испортились. Лишь в последнее десятилетие они стали восстанавливаться и в настоящее время стали союзническими, хотя и не столь близкими, как прежде. Становление современного Китая относится к началу 90-х годов. Именно в это время начинается рост темпов экономического развития. Расширение частнопредпринимательского сектора, ориентированного на экспорт, способствует быстрой интеграции Китая в мировую экономику. С начала экономических реформ в 1978 г. по 1997 г. валовой внутренний продукт этой страны увеличился в 5,7 раз, или на 9,6% в среднем в год. Это означает, что он удваивался с рекордной скоростью - каждые 7,5 лет! Чем объясняется китайское «экономическое чудо»? Гипотез много. Одно из главных объяснений состоит в том, что, как уже сказано выше, успехи китайской экономики обусловлены разумной моделью экономических реформ. В отличие от России с её «шоковой терапией», китайские реформы носили постепенный и продуманный характер. В то время как в России государство самоустранилось из экономики, в Китае государство сохранило контроль над экономикой. В России не нашлось своего Дэн Сяопина, под руководством которого китайцы творили экономические чудеса.
Постепенное и разумное расширение уровня экономической свободы под контролем государства сделало свое дело. Уже более двух десятилетий Китай является мировым лидером по устойчивости темпов роста ВВП. В 1991 - 2001 годах ВВП Китая возрос более чем в 5 раз и в 2002 году превысил 10 трлн. юаней (рост в текущих ценах в 30 раз по сравнению с 1978 годом). Высокие темпы роста ВВП достигнуты за счет эффективного сочетания принципов планового регулирования с рыночными методами на основе плановой экономики, в том числе централизованного определения темпов и пропорций развития народного хозяйства. В 2010 году ВВП по сравнению с 2001 годом увеличился вдвое. Таким образом, темпы роста экономики Китая за последние десять лет составляли в среднем около 10 % в год. Естественно, такой внушительный экономический рост привлекает внимание инвесторов. Ситуация в быстро развивающемся Китае мало напоминает российскую с её многолетними потугами в набившем оскомину «улучшении инвестиционного климата». В настоящее время Китай является членом ВТО и всё сильнее интегрируется в мировую экономику, что, впрочем, не мешает стране сохранять достаточную экономическую независимость и разумную осмотрительность. Китай не спешит втягиваться в финансово-экономические потрясения вместе со своими друзьями по международному сообществу.
Итак, Китай в начале ХХI века является космической и ядерной державой. Построение рыночной экономики осуществляется в Китае под руководством коммунистической партии на основе пятилетних планов. Экономика сохраняет многоукладность. Своей торговой экспансией Китай «давит» даже на Америку. И поскольку Китай входит в ВТО, с этой экспансией ничего нельзя поделать. С Россией у Китая теперь нормальные добрососедские отношения, расширяется объем торговли, налаживается политический диалог. Впрочем, России следовало бы не только дружить и торговать, но и побаиваться своего уже могучего и быстро растущего соседа. Во имя сохранения национальной безопасности России ни в коем случае не следует допускать экономического и военно-стратегического ослабления по сравнению с Китаем. Для более подробного ознакомления с социально-экономическим развитием Китая можно рекомендовать интересную книгу (Рой Медведев. Подъем Китая. Что такое социализм по-китайски? – М.: Изд. «Астрель», 2012).
Ярославль, декабрь 2014 г.