Реклама Google — средство выживания форумов :)
После длительного простоя Енакиевский металлургический завод (ЕМЗ) и его Макеевский филиал, входящие в крупнейшую украинскую горно-металлургическую группу «Метинвест», готовятся к запуску.
В то же время говорить о восстановлении производства в традиционных объемах пока преждевременно, учитывая, что предприятия расположены в зоне боевых действий и продолжают испытывать сложности с доставкой сырья и сбытом готовой продукции, сказано в пресс-релизе компании.
Напомним, ЕМЗ был остановлен в августе 2014 года. Четыре раза предприятие подвергалось артиллерийским обстрелам, в результате чего были повреждены цеха основного производства и значительный объем коммуникаций. Известково-обжиговый и огнеупорный цеха требовали капитального ремонта. В конвертерном цехе был серьезно поврежден блок водоподготовки МНЛЗ (машина непрерывного литья заготовок), разрушены оросительные системы и обшивка градирни, повреждены электрофильтры цеха вентиляции. В управлении железнодорожного транспорта были разрушены некоторые участки железнодорожных путей, фронтальный ковшевой погрузчик и универсальная путевая машина. Также пострадали здания и сооружения вспомогательных цехов (складские и бытовые помещения). Выполнять ремонтные работы заводчане были вынуждены собственными силами, так как подрядчики, ввиду опасности, не могли приехать в город.
Несмотря на нестабильную обстановку в Енакиево, сотрудники ЕМЗ начали выходить на работу. Часть из них по-прежнему занята восстановлением мощностей, другая – их постепенным запуском. Так, на ЕМЗ уже началась «раздувка» первой доменной печи (ДП №1, традиционная мощность – 0,7 млн. тонн чугуна в год), на очереди ДП №5 (1,5 млн. тонн). Однако для нормального функционирования доменных печей необходимо «прогреть» их после длительного простоя: на это понадобится около месяца. Кроме того, выпускаемый чугун пока не соответствует требованиям сталеплавильного цеха, поэтому до получения необходимого качества материал будет отправляться на склад для дальнейшей переплавки.
«Весь коллектив прилагает максимум усилий для того, чтобы успеть «разогреть» энергетическую систему до наступления холодов. Пытаемся сохранить предприятие. Хочу отметить мужество, самоотверженный труд и ответственность наших заводчан. Благодаря их весомому вкладу и поддержке коллег из Группы Метинвест сегодня мы можем говорить о запуске предприятия. Однако работоспособность завода и выход на плановые показатели будут зависеть от стабильности обстановки в регионе – как в плане железнодорожных перевозок, так и в плане бесперебойности энергоснабжения», - сказал генеральный директор ЕМЗ Александр Подкорытов.
Сегодня на заводе до сих пор существуют перебои с поставкой сырья, а имеющихся запасов хватит всего на несколько суток работы. Ситуация может кардинально измениться только после устранения проблем на железной дороге – особенно это касается узла «Ясиноватая-Енакиево».
Похожая ситуация складывается и на Макеевском филиале, который был вынужден прекратить свою работу после остановки ЕМЗ. Металлурги планируют запустить среднесортный стан мощностью 0,72 млн. тонн в год, в то время как мелкосортно-проволочный стан (0,9 млн. тонн) продолжит простаивать.
В первой декаде октября 2014 года Харцызский трубный завод (ХТЗ), входящий в крупнейшую украинскую горно-металлургическую группу «Метинвест», возобновил работу, но по ряду причин пока не может выйти на полную мощность, поскольку существенно затруднена поставка материалов для производства и отгрузка готовой продукции.
Согласно пресс-релизу «Метинвеста», несмотря на наличие заказов, во время боевых действий ХТЗ находился в простое.
В текущем году предприятие получило несколько перспективных заказов, что должно было обеспечить его полную загрузку. «В 2014 году были заключены крупные контракты на изготовление труб для газопроводов «Бейнеу – Шымкент» (Казахстан) и «Восток – Запад» (Туркменистан). Однако начавшийся военный конфликт на Донбассе внес коррективы в работу завода. Из-за непрекращающихся военных действий, повреждений инфраструктуры, перебоев с подачей электроэнергии, остановкой поставок большинства материалов и угрозы жизни работников 15 августа предприятие пришлось остановить», - отмечается в сообщении.
В начале октября завод возобновил работу и надеется выполнить свои обязательства перед контрагентами. До конца года планируется произвести около 100 тыс. т готовой продукции, однако существует ряд негативных аспектов, затрудняющих работу предприятия, отметили в «Метинвесте».
«Самое главное – это поставка необходимого для производства сырья. Основным каналом доставки штрипса традиционно является железная дорога. Однако работа станции Харцызск два последних месяца практически была парализована. Сегодня поставки удалось наладить, но составы идут на ХТЗ, делая вынужденный крюк, и могут приходить с опозданием. Это вносит свои коррективы в график производства», - говорится в пресс-релизе.
Другие критически важные материалы приходят автомобильным транспортом. Однако большинство транспортных компаний сегодня отказываются доставлять грузы в зону военных действий, из-за чего поставки любых материалов и ТМЦ на завод крайне затруднены. Более того, закрыты или приостановили работу предприятия, находящиеся в зоне военного противостояния, с которыми у ХТЗ есть договорные обязательства.
Для бесперебойной работы предприятия зачастую приходится привлекать подрядчиков. Но сегодня в регионе практически отсутствуют организации, предоставляющие строительные, монтажные и другие услуги. Предприятия из других регионов Украины в большинстве своем отказываются от работы в зоне военных действий, в том числе и по уже заключенным договорам.
Выполнение некоторых работ усложняется отсутствием спецтехники. На ХТЗ изъяты автокран и тягач, многие подрядчики также лишились техники вследствие вмешательства третьих лиц.
В «Метинвесте» также отметили, что сегодня сбыт продукции завода серьезно затруднен в связи с существенными разрушениями железнодорожных путей. По этой же причине с запозданием могут приходить специализированные платформы для перевозки труб, транспортировка которых усложняется дефицитом тепловозов у «Укрзализныци».
«Напряженная ситуация в регионе неминуемо отразилась на финансовом состоянии группы. Серьезно осложнилось получение займов на рынках долгового капитала: получить новые кредиты или рефинансировать существующие стало практически невозможно. Тем не менее, несмотря на сложную обстановку, «Метинвест» продолжал выполнять все взятые на себя финансовые обязательства», - подчеркнул гендиректор.
Электроснабжение Мариупольского металлургического комбината им. Ильича и предприятия «Азовмаш» полностью восстановлено
Об этом на своей странице в Facebook написал генеральный директор ММК им. Ильича Юрий Зинченко.
«С середины дня 17 октября возобновлены в полном объеме поставки электроэнергии от Старобешевской ТЭС к подстанциям Мариуполя», - сказано в сообщении.
Зинченко напомнил, что в результате обстрела в Тельмановском районе были повреждены магистральные линии электропередач, что поставило под угрозу энергоснабжение Мариупольского промышленного узла и ряда населенных пунктов региона.
Украина за январь-сентябрь 2014 года импортировала каменный уголь и антрацит на общую сумму $1,23 млрд.
Крупнейшими поставщиками угля для Украины за указанный период являлись Россия, США и Казахстан.
Импорт угля из России за 9 месяцев текущего года в денежном выражении составил $835,451 млн., из США – $233,916 млн., из Казахстана – $73,582 млн.
На другие страны пришлось $87,088 млн.
Экспорт каменного угля и антрацита за 9 месяцев 2014 года в денежном выражении составил $489,089 млн. Крупнейшими потребителями украинского угля стали Турция ($111,68 млн.), Россия ($45,6 млн.), Марокко ($42,704 млн.).
Стоит отметить, что Украина и ранее занималась импортно-экспортными операциями данных видов угля. Так, в 2013 году импорт составил $1,973 млрд., а экспорт – $0,737 млрд. В 2012 году импорт составил $2,637 млрд., а экспорт – $0,609 млрд.
Напомним, 19 августа нынешнего года ГП “Укринтерэнерго” заключило контракт с компанией Steel Mont Trading ltd. на поставку в нынешнем году 1 млн т угля. Именно столько до конца года требуется для полной загрузки трех ТЭС “Центрэнерго” (Углегорской, Змиевской и Трипольской).
По расчетам Министерства энергетики и угольной промышленности, до конца года Украине требуется импортировать 4,2 млн т угля, что повлечет дополнительные затраты для генерирующих компаний в размере 1,5‑2 млрд грн. Контракты на поставку импортных углей заключили также частные компании, которые до конца года планируют отдельно завезти 4 млн т угля из России (речь идет о крупнейшем энергохолдинге ДТЭК и ПАО “Донбассэнерго”).
На сегодняшний день из 93 официально действующих государственных шахт реально работает только 24, все они расположены за пределами территории, где велись и ведутся военные действия. 62 шахты находятся в режиме откачки воды, 7 полностью разрушены.
Подсчитывают потери и в холдинге ДТЭК Рината Ахметова. По данным пресс-службы компании, им удалось избежать полного разрушения шахт, однако добыча угля на двух предприятиях — “Комсомолец Донбасса” и “Красный Партизан” — была временно приостановлена. “Они вернутся к нормальной работе по мере нормализации ситуации на востоке Украины”, — обещают в ДТЭК.
Чтобы перекрыть возникший вследствие этого дефицит угля, компания с августа начала поставлять топливо со своих ростовских активов (ШУ “Обуховская”) для обеспечения потребностей Луганской ТЭС. К тому же свернула экспорт антрацитовых марок углей и перенаправила весь антрацит на внутренний рынок. В то же время объемы экспорта углей газовой группы в ДТЭК планируют поддерживать на среднегодовом уровне до конца года.
Украинская специфика превращения угля в ток состоит в том, что отечественные электростанции рассчитаны на сжигание разных марок угля. Семь из 14 ТЭС Украины спроектированы для сжигания высокореакционного угля газовой марки Г (Зуевская, Углегорская, Запорожская, Кураховская, Ладыжинская, Добротворская, Бурштынская), шесть — для сжигания низкореакционного угля марок А и Т (Трипольская, Змеевская, Приднепровская, Старобешевская, Славянская, Луганская); Криворожская ТЭС может работать только на угле марки Т.
А беда в том, что на 24 работающих сегодня госшахтах добывают в основном угли марки Г, а дефицит наблюдается по маркам А и Т. “Большинство шахт, добывающих угли марок А и Т, находится в городах Шахтерск, Красный Луч, Антрацит, Ровеньки, Свердловск Луганской обл. и контролируются сепаратистами”, — отмечает Вивчаренко.
Нет дефицитных марок и в Львовско-Волынском угольном бассейне, промышленные запасы которого оцениваются в 155 млн т. За 9 месяцев 2014 г. западноукраинские шахты подняли на-гора 1,5 млн т углей газовой группы (—32 % относительно аналогичного периода прошлого года), отгрузив при этом топливо на три близлежащие ТЭС (Ладыжинскую, Добротворскую и Бурштынскую).
В сложившихся обстоятельствах, как сказал первый заместитель министра энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Зюков, нам придется покупать уголь антрацитовых марок у других стран, “пока не стабилизируется ситуация на востоке Украины и мы не возобновим работу шахт, добывающих антрациты”.
По словам замначальника департамента по вопросам промышленных ресурсов ГП “Держзовнішінформ” Алексея Шевцова, кроме ЮАР, теоретически поставки энергетических марок угля могут осуществляться из Польши, Колумбии, США, Австралии, Индонезии, Вьетнама и России. Причем с точки зрения соотношения цены покупки и стоимости логистики, по мнению Фаворова, российские угли являются наиболее привлекательными.
Предприятие “Лугансктепловоз”, которым владеет российский “Трансмашхолдинг” (ТМХ), в настоящее время в связи с ограничениями энергоснабжения работает по три дня в неделю. Об этом сообщает компания на своем сайте, пишет Интерфакс-Украина.
“Лугансктепловоз” 4 августа приостановил работу из-за отсутствия в городе энергоснабжения, а в середине сентября снова ее возобновил.
Железорудный бизнес «Метинвеста» - основа основ холдинга – показал удручающие результаты по итогам первого полугодия 2014 г. Выручка упала на треть, утеряна пятая часть объемов сбыта, главным образом, из-за вытеснения с рынка Юго-Восточной Азии. Прогноз на вторую половину года – негативный, поскольку австралийские и бразильские компании намерены вытеснить «чужаков», а цены восстанавливаться не будут.
Финансовое благополучие «Метинвеста» традиционно основывалось на хорошем самочувствии железорудного бизнеса. Имея профицит мощностей на внутреннем рынке, крупнейшая горно-металлургическая группа экспортировала железорудный концентрат, главным образом, на рынки стран Юго-Восточной Азии.
Но с начала текущего года на мировом рынке железной руды произошли кардинальные изменения. Производство сырья пошло вверх (по итогам 1 полугодия рост на 2%, до 966 млн. т), при практически неизменном уровне потребления (969 млн. т). Фактором роста стало увеличение мощностей крупнейших горнорудных компаний Vale, Rio Tinto и BHP. В результате средняя цена железной руды снизилась на 19% и по итогам первой половины 2014 года составила $112/т.
Естественно, этот процесс отразился на финансовых показателях «Метинвеста». Так, продажи товарного железорудного концентрата упали на 30% или на $258 млн., до $616 млн., физические объемы продаж - на 19% или на 1,473 млн. т, правда, средняя эффективная цена реализации уменьшилась всего на 11%.
Очевидно, что это не предел потерь украинского холдинга, поскольку резкое падение цен на сырье на мировом рынке началось только в мае текущего года, а в обвал оно превратилось только в 3 квартале, когда котировки в сентябре просели до 5-ти летнего минимума – менее $80/т.
Таким образом, падение цен на руду на 40% с начала года – это «дело рук» горнорудных гигантов Rio Tinto, BHP Billiton и Vale, которые стремительно наращивают добычу сырья с низкой себестоимостью, что привело к росту профицита предложения. Более того, «Большая тройка» не собирается останавливаться. BHP планирует увеличить производство до 245 млн. т в 2014-15 фингоду с 225 млн. т по итогам текущего фингода, завершившегося в июне. Кроме того, в компании надеются нарастить мощности до 290 млн. т в течение ближайших 5 лет. Vale рассчитывает повысить добычу до 450 млн. т к 2018 году с 306 млн. т по итогам прошлого года. Rio Tinto запланировала нарастить добычу до 295 млн. т в этом году с 266 млн. т в прошлом, а также достичь отметки в 360 млн. т к 2015 году.
Такой сценарий уже приводит к вытеснению с рынка игроков с высокой себестоимостью добычи железной руды. По оценкам Rio Tinto, рынок уже покинули 125 млн. т сырья, производимых китайскими компаниями. Также пошла волна банкротств рударей, например, бразильской MMX или британской London Mining c активами в Западной Африке. Испытывают сложности мелкие австралийские производители сырья (BC Iron, Aquila Resources, Arrium, Iron Ore Holdings). Даже та же Fortescue, третья по величине горнорудная компания Австралии, обвинила горнорудных гигантов в стратегии «выжженной земли». Ведь для Rio Tinto безубыточная цена составляет $45/т, для BHP - $49/т, для Vale - $67/т, причем по мере расширения мощностей этот показатель будет снижаться за счет эффекта масштаба производства.
С учетом таких тенденций шансов у «Метинвеста» зацепиться за железорудный рынок ЮВА крайне сложно. Если по себестоимости добычи украинская компания еще как-то сможет конкурировать, то по транспортному плечу точно будет проигрывать австралийским рударям. Отметим, что та же Vale для борьбы с Rio Tinto и BHP активно строит флот из мега-балкеров («валемаксов») дедвейтом до 400 тыс. т, за счет чего намерена завоевать около 15% китайской рынка руды. Поэтому «Метинвесту» стоит обратить внимание на европейский рынок, который уже прошел свое дно и постепенно растет в этом году, да и проседание по ценам там не такое существенное, как в Азии.
Крупнейшим в стране районом добычи каменного угля остается Донецкий бассейн. Сейчас здесь действует около 100 шахт, почти на половине из которых добывают высококачественный коксующийся уголь.
Донецкий уголь имеет высокую себестоимость, что связано с небольшой мощностью (0,5-2 м) и глубоким залеганием пластов. Чтобы стать по-настоящему рентабельной и иметь возможности для расширенного воспроизводства, украинской шахте нужно иметь превышение дохода от реализации продукции над плановой себестоимостью не менее 16%. В соответствии с этими требованиями, почти 90 шахт Донецкого бассейна являются нерентабельными и постепенно должны быть закрыты.
Львовско-Волынский бассейн охватывает площадь около 10 тыс. км2. Запасы угля невелики, поэтому предполагается, что в перспективе в бассейне будут работать только 2 шахты из 15 действующих.
Украина не имеет ни одной угледобывающей компании мирового значения. Объём добычи угля Украины достиг 218,2 млн. т в 1976 году, а все последующие годы происходило его снижение и в 2007 году в Украине было добыто только 75,5 млн. т.
К моменту обретения независимости в 1991 году Украина добывала 135,6 млн.т угля, а в 1996 году – 74,8 млн.т. Следует отметить, что стабилизация в угольной отрасли произошла на уровне добычи угля в среднем 80 млн. т в год, что ниже довоенного уровня (в 1940 году добыто в Украине 83,8 млн.т при зольности 14,5%). В настоящее время зольность угля составляет в среднем 38%.
Понижающее давление на экспорт украинского угля, который упал на 12% – до 5,9 млн. т в 2012 году, оказывает рост предложения американского угля на рынках Европы. В свою очередь, экспорт украинского энергетического угля на ключевые рынки ЕС сократился на 21% – до 3,4 млн. т. Основными причинами, по которым украинский уголь терял свою долю в странах ЕС, были более низкие цены и лучшее качество американского угля.