Реклама Google — средство выживания форумов :)
Сегодня имел разговор с одним из ведущих конструкторов предприятия "Звезда", где шили и шьют скафандры. С его слов, надпись на шлеме скафандра Ю.А.Гагарина была нанесена сотрудником завода Давидянцем на ТП предприятия на Байконуре, в процессе подготовки скафандра к полету (заблаговременно). И это значит:
1. Надпись СССР на шлеме в момент старта Ю.А. Гагарина была.
2. Рассказ, что нанесение надписи было случайным событием, происходившим за 20 минут до старта является легендой и кстати популярной (сегодня в процессе сбора фактов мне на нее ссылались)
3. Замечание о том, что Ю.А.Гагарина в момент посадки приняли бы за "Пауэрса"не лишено юмора, но и на этот случай у Ю.А. имел соответствующее удостоверение.
О том, как промышленный Вильнюс, потерявший после обретения независимости в 1990г. большую часть своих производств, восстанавливал «своё лицо», наиболее красноречиво может рассказать Вильнюсский завод топливной аппаратуры. Он является одним из самых масштабных примеров «конверсии». Заводские мощности не так давно «переориентировали» в жилой комплекс модного направления лофт.
В 1959г. Литовский совет народного хозяйства принял решение о строительстве завода топливной аппаратуры в Вильнюсе. Это был единственный подобный завод во всей Прибалтике. Постепенно на территории в 21 гектар появились не только производственные цеха и промышленные помещения, но и центры для обучения, средне-специальные училища, жилые квартиры, спортивные залы, места для досуга и отдыха, кинотеатр и многое другое. По данным на 1987г., на заводе работало около 7000 сотрудников, из которых к 2000г. осталось только 1387. В новое тысячелетие завод вошёл с долгами и на протяжении следующих четырёх лет занимался лишь тем, что вёл судебные тяжбы по собственному банкротству и закрытию предприятия. Бывший завод-гигант на протяжении более чем десяти лет приходил в состояние полной разрухи, пока не попал под проект строительства нового жилого комплекса Loft-town. Правда, не все были рады такому «ренессансу» завода.
В СМИ раз за разом появлялась информация о загрязненной почве, в которой концентрация никеля и нефтепродуктов превышает предельно допустимые нормы. Тем не менее, жилой комплекс построен, квартиры в столь модном стиле лофт пользуются спросом, а некогда промышленный гигант превратился в колосса сферы услуг. Остается только гадать, на кого попытаются переложить вину власти Литвы в случае возникновения экологических проблем, связанных со специализацией завода. Не станут ли они обвинять советских «оккупантов», построивших завод, который кормил несколько тысяч семей, в причинении вреда жителям Вильнюса?
Ныне, пожалуй, лишь по строгой геометрии этого квартала в центре Вильнюса, ограниченного улицами Швитригайлос - Витянё - Наугардуко - Шевченко, да по монументальности зданий, всё ещё напоминающих промышленные корпуса, можно догадаться: когда-то здесь был крупный завод. Сегодняшний квартал банков, гостиниц, ночных клубов, учебных заведений, магазинов и офисов - это прежде знаменитые «пятёрки»: почтовый ящик «555», впоследствии получивший такое название (до определённого времени каждое оборонное предприятие СССР не имело открытого официального названия, а в документах называлось по почтовому ящику, в данном случае он был 555). Производственное объединение «Вильнюсский завод радиоизмерительных приборов имени 60-летия Октября» включало в себя собственно завод (сокращенно - ВЗРИП им. 60-летия Октября), НИИ радиоизмерительных приборов (ВНИИРИП) и филиал в Калининграде. Основная продукция - СВЧ-электроника для нужд оборонной промышленности и народного хозяйства. ПО замыкалось «на Москву» - на 1-е Главное управление Министерства электронной промышленности СССР, куда входили все союзные предприятия СВЧ-электроники.
Не совсем верно говорить, что «пятёрки» - градообразующее предприятие, поскольку в те годы в литовской столице работало порядка двадцати крупных заводов и фабрик. Тем не менее, ВЗРИП и в этом внушительном списке стоял особняком.
Во-первых, здесь была самая большая партийная организация в городе. Во-вторых, многолетний директор завода Октябрь Осипович Бурденко являлся человеком, без участия которого мало что происходило не только в Вильнюсе, но и в Литве. Начиная с очередного съезда местной компартии и заканчивая организацией детских соревнований по хоккею на льду между домоуправлениями города. Говоря сегодняшним языком, Октябрь Бурденко был олигархом того времени, но с партийным билетом у сердца. Бурденко на заводе был царь, бог и воинский начальник. Недаром многолетний, ныне покойный, руководитель Гражданской обороны ВЗРИП Виктор Вороненко родил такую шутку: Вильнюсский завод радиоизмерительных приборов имени Октября.
Именно при Бурденко завод стал греметь на весь СССР. Директора, кстати, фронтового разведчика, наградили всеми орденами, какими только можно.
В-третьих, ВЗРИП - это как своеобразный городской знак качества, означавший, что здесь - всё самое лучшее. Больше, чем на других предприятиях, орденоносцев. Лучшие конструкторы, технологи, фрезеровщики и штамповщики. Высокие зарплаты и премии не только по итогам кварталов, но и месяцев. ВЗРИП - это лучшее режимное предприятие и лучшая колонна демонстрантов 1 мая и
7 ноября. Лучший духовой оркестр. Лучшая самодеятельность. Лучшие спортсмены. Лучшие ясли, детсады и пионерские лагеря в самых лучших уголках Литвы. Лучшая столовая для рабочих. Кстати, попасть в столовую «Восток» было непросто, хотя после обеденного перерыва на заводе она работала в режиме обычной городской. Весь Вильнюс знал: в «Востоке» кормят сытно и недорого. Поэтому каждый мало-мальски уважающий себя чиновник стремился заиметь в этой столовке блат, чтобы не терять времени в очереди. Т.е. вовсю проявляли свои способности, чтобы в условиях всеобщего дефицита получить что-то из-под прилавка.
В заводском клубе «Заря» по личному приглашению директора завода побывала вся артистическая элита СССР. В 1976 году Владимир Высоцкий с заводской сцены читал свои стихи и пел песни.
Можно утверждать, что в известном смысле ВЗРИП был градообразующим предприятием. А примерно с начала восьмидесятых годов стал даже «регионообразующим».
Заводские водители ежедневно привозили рабочих из Ошмян, Островца, Гудогай, Сморгони, Михалишек и других белорусских местечек. То есть отовсюду, где их только можно было найти. «Олигарх» Бурденко давал работу примерно 12 тысячам человек не только собственно на производстве и в НИИ, но и на предприятиях быта, в сфере обслуживания.
Не станем рассказывать, что именно выпускал завод для нужд Вооружённых сил, в первую очередь - для подводного флота. Наверное, эти приборы и по сей день исправно служат на своих боевых постах.
Но времена изменились. В 1991 году Литва восстановила независимость. Октябрь Бурденко вынужден был уехать в Бостон, где и ушёл в мир иной в возрасте 84 лет. У заводского руля встал бывший зам Октября Осиповича Миндаугас Жвирблис. Цеха превратились в закрытые акционерные общества и стали работать на коммерческой основе. Пока склады ломились от материалов и запчастей, завод ещё дышал, хотя и не работал на «оборонку». Склады таяли, ЗАО банкротились или сидели без заказов. Администрация стала потихоньку сдавать в аренду и продавать пустые или ненужные помещения. Дело шло к закономерному концу.
В 1998 году совет кредиторов назначил администратором агонизирующего предприятия своего человека, который быстро распродал всё, что можно. Именно при нём в прямом смысле за копейки ушли с молотка здания, образующие периметр территории, а затем и внутренние постройки вплоть до котельной. Завод умер. Конечно, в своем традиционном виде и с традиционным профилем это предприятие независимой Литве вроде как и ни к чему.
Но разве не нужны были уникальные наработки, необычные технологии? Разогнали 99% рабочих и инженеров с уникальным опытом.
Сегодня Литва гордится своими разработками лазеров и лазерной техники, являясь едва ли не европейским лидером. Но эти достижения выросли именно на развалинах ВЗРИПа благодаря тому одному проценту фанатов, которые не опустили руки. Например, таких, как Владимир Цурко, сумевший выжить и наладить новое производство.
В любом случае, рентабельней было вовремя перепрофилировать сложное производство. Это был бы действительно государственный, стратегически верный подход. Наверное, по-рыночному точный. К сожалению, ВЗРИП сознательно привели к банкротству, за бесценок продали своим, которые позже за миллионы долларов перепродали недвижимость в центре европейской столицы. Впрочем, пример не единичен и не только в Литве такое происходило.
Но именно Литва потеряла уникальное производство, бренд, кадры, которые «олигарх» Бурденко собирал по всему СССР, технологии, рабочие места и так далее со всеми вытекающими.
Но есть на печальном фоне и отрадный факт: фамилию последнего администратора ВЗРИПа Бернотавичюса бывшие рабочие и служащие «пятёрок» едва вспомнили, а фамилию директора Бурденко никто из них не забыл.
Завод металлических изделий «Вилия»
Одним из первых крупных литовских промышленников стал Вилейшис Пятрас — инженер, меценат, литовский общественный и политический деятель. Помимо своих заслуг в духовном воспитании литовского самосознания, Вилейшис был и коммерсантом, который в 1900г. открыл в Вильнюсе завод металлических изделий. Завод был разделен на два цеха — механический и слесарный. На базе механического цеха производились железные мосты и их детали, кессоны, цистерны, железные лестницы. Благодаря связям Вилейшиса «в верхах» этот цех получал немало госзаказов, «одев в железо», наверное, пол-Вильнюса. Слесарный цех был ориентирован на обывателя и производил железные ворота, двери, оконные рамы и поручни. В 1910г. Вилейшис обанкротился и продал свой завод обществу «Вилия», основателем которого являлся соратник по политической деятельности Йонас Басанавичус. С этого времени завод начал носить имя «Вилия». Всю свою жизнь Вилейшис настаивал на том, что основу экономического развития составляет промышленное производство, именно оно поможет Литве двигаться вровень со странами Западной Европы.
Фабрика ламп Крейнгеля
Еще одной интересной личностью Вильнюса был Тевель Мордухович, на западный манер называвший себя Теодор Крейнгель. Небогатый и невысокого происхождения, самоучка по образованию, он, тем не менее, изобрел карманную швейную машину и был удостоен медали на политехнической выставке в Санкт-Петербурге.
Проработав там несколько лет, Крейнгель вернулся в Вильнюс, где в начале XX века открыл фабрику ламп на Виленской улице. На его предприятии трудились около 300 человек, а продукция пользовалась спросом не только в Российской Империи, но и в Египте, Персии, Турции. Помимо производства, Крейнгель занимался изобретательством. Так, например, широкое применение получили его изобретения в области керосино- и бензино-калильного дела. Различные изделия, за которые Крейнгель в своё время был награжден семью золотыми медалями, сегодня можно встретить на интернет-аукционах и в качестве музейных экспонатов.
Вильнюсская электростанция
Сегодня, гуляя по Вильнюсу, нельзя не обратить внимание на здание в духе эклектики, украшенное статуей Электры. Четырёхметровую «оду электричеству» в 1902г. создал Болеслав Балзукевич, специально для башни первой виленской теплоэлектростанции. Проработав с 1903 по 1998г., станция была закрыта, однако и после утраты своего прямого функционала здание продолжает трудиться на благо горожан и гостей столицы. В день столетнего юбилея в 2003г. на базе электростанции был открыт «Музей энергетики и техники», сохранивший пульт управления станцией, паровые котлы, турбины и генераторы. В 2008г. музей пережил реновацию и сегодня представляет собой современный образец интерактивного образовательного центра.
Помимо утилитарной, здание электростанции выполняло и эстетическую функцию. Фигура Электры, которую можно увидеть на башне музея сегодня, — новодел, воссозданный в 1994г. скульптором Пятрасом Мазурасом по старым фотографиям. Оригинал же был демонтирован в 1957г. по причинам доподлинно неизвестным, но, скорее всего, политическим. Видимо, именно такие действия советской власти наиболее симпатичны современному литовскому руководству, раз оно повторяет их, но уже — по отношению к памятникам на Зеленом мосту.
Пивоваренный завод «Вильняус Таурас»
Если совершить небольшое путешествие на тридцать километров от Вильнюса, то в деревне Раудондварис вашему взгляду предстанет некогда самый известный пивной завод в Литве. Сегодня же постройки рубежа XIX-XX веков представляют собой заколоченные здания завода, пустующие помещения, груды мусора и гектары заброшенной территории.
На рубеже XIX - XX веков к поместью Парчевских были пристроены небольшой пивоваренный завод, мастерские, погреба и склады, а сама фамилия владельцев начала ассоциироваться с производством пенного продукта, популярного в Вильнюсской губернии. Пивоваренный завод Парчевского проработал вплоть до 1939г., однако национализация продиктовала свои правила, и пивоварня, объединенная с заводом «Шопен» (некогда главным конкурентом), получила более известное название — Комбинат пива и минеральных вод «Вильняус Таурас».
После распада СССР завод какое-то время оставался на плаву, но все же в 1994г. попал под протекторат датчан, выкупивших также брэнд «Kalnapilis». За несколько лет «оптимизации бизнеса» новые владельцы перенесли всё производство в Вильнюс, а завод забросили, предпочтя уникальным пивоваренным традициям экономическую выгоду и полностью переориентировав продукцию на массового потребителя. В эпоху примата экономики над всеми другими сферами жизни сложно спорить с доводами людей, оперирующих понятиями «прибыль», «оптимизация» и «рентабельность». Однако, глядя на некогда успешный завод и помня о качестве производимой на нем продукции, редкому любителю пенного напитка не придут в голову аргументы в пользу немассового продукта и необходимости защиты внутреннего производителя.
Вильнюсская Фабрика Транспортных Средств и Стасис Брундза
Возможно ли из ВАЗ 21011 сделать настоящий раллийный болид? Скептики наверняка выдвинут множество аргументов против такой идеи, но практика показывает обратное.
В конце 1970-х гг. на подразделении Вильнюсского авторемзавода, позже получившем название «Вильнюсская Фабрика Транспортных Средств», начал работать советский раллист Стасис Брундза. Он и стал готовить машины для соревнований совместно со своим товарищем, единомышленником и механиком высшего разряда — Зигмундом Кивертом. Ими была «прокачена» машина, фигурировавшая в протоколах зарубежных ралли как LADA 1600.
В основу её был положен ВАЗ 21011, специально отобранный на заводе в Тольятти, без «обесшумки» и «антикора». Доработанный в Вильнюсе автомобиль имел мощность в нереальные на то время 140 л.с. и разгонялся до сотни за 9,5 секунд, а самое главное — весьма неплохо выступал в раллийной серии «А». Позднее «Автоэкспорт» сделал самую быструю Ладу экспортным авто, а Чешский МТХ готовил совместно с ВФТС практически идентичные машины, но в протоколах ралли они фигурировали как LADA MTX
Позднее появилась и турбированная Lada VFTS, с двигателем 1800см3, и мощностью более 240 л.с. К сожалению, этому автомобилю уже не довелось поучаствовать в гонках. В 1986г. на базе ВАЗ 2108 Брундза создал суперкар «Эва» (Экспериментальный вильнюсский автозавод), который сегодня находится в музее имени своего создателя.
Каждый из этих заводов, открытий и изобретений — куда более важные памятники величия Литвы, чем статуя Антанаса Сметоны, которую планирует возвести нынешнее руководство страны. Однако разруха, как известно, сначала в головах, а лишь потом — на постаментах.