Понятно, что представляться журналистом в нынешних условиях не имеет никакого смысла: кому охота вести диалог с напуганными сотрудниками, дающими напрасные обещания «соединить с начальством»? Легенда была проста и допускала лишь несколько вариаций: группа товарищей решила заказать деловой обед/день рождения в заведении поприличней, изучила меню и допытывалась у менеджеров: из аутентичных ли продуктов делаются в ресторане заявленные гастрономические чудеса, нет ли худородных замен? Жупелом была избрана пресловутая белорусская моцарелла, которая педалировалась в качестве верха кулинарного падения.
Однако самой впечатляющей — и во многих отношениях самой проблематичной для Запада — составляющей ответных мер стало подписание нефтяной сделки между Россией и Ираном. Это соглашение, подписание которого состоялось в Москве 5 августа, дает Ирану право продавать России свою нефть и тратить вырученные от продажи средства на покупку российского бурового оборудования и других технологий, которые, вероятно, предоставят Ирану хорошую возможность нивелировать последствия жестких санкций Запада. Таким образом, годы дипломатических усилий Запада, который пытался помешать реализации ядерной программы Ирана, изолировав иранскую экономику, окажутся потраченными впустую благодаря действиям одного из государств, которое до настоящего момента эти усилия поддерживала.
Сопротивление США заключению этого договора всегда сопровождалось предупреждением: любая российская нефтяная компания, ведущая дела с Ираном, будет нарушать эмбарго США на иранский энергетический экспорт и в связи с этим может стать мишенью для санкций Америки. Однако такая тактика приносит все меньше результатов. Изолируя такую большую страну, как Россия, Запад закладывает основы для альянса стран, враждебно настроенных против США. Этот клуб государств со временем научится преодолевать последствия изоляции со стороны Запада посредством взаимопомощи и торговли, и их совокупное влияние на глобальную экономику и поставки энергоресурсов в конечном счете могут обернуться серьезной проблемой для Запада.