Полиция {без}опасности
Жанна Сливкина — так мы ее будем называть — в партиях и общественных организациях не состоит, латвийские власти до сих пор заинтересовать ей было абсолютно нечем, и вдруг такая перспектива открылась прямо на ровном месте: допросы, суд, тюрьма. Оказывается, в Латвии это может случиться с каждым. С каждым русским.
Все началось с того, что накануне местных выборов Жанна возмутилась агрессивными предвыборными плакатами латышских националистических партий, размещенных в самом центре Риги. Друзья лишь усмехнулись: "Ты бы почитала, что латыши совершенно открыто пишут про русских на портале с красноречивым названием braucmajas.lv". Она почитала и пришла в ужас от тех непристойностей и откровенной ксенофобии в адрес русских.
читать дальше [показать]
"Я человек занятой, перепиской в Интернете мне заниматься совершенно некогда, но тут не удержалась и решила обратиться к латышам–своим одногодкам со словами: "Латвия — это наша родина, а вы — латыши, вспомните, где вы родились — в Советском Союзе". Ну как же можно нас, меня так ненавидеть, ведь я здесь родилась, мой дед, так вышло, служил в латышском легионе. И как вообще можно допускать на портале откровенные оскорбления в адрес русской нации?"— возмущается Жанна.
Однако "органы" среагировали своеобразно. Девушка рассказывает, что ее комментарий был помещен на портале 30 мая, а через месяц отец сообщил, что ее разыскивали люди, представившиеся работниками криминальной полиции. Поскольку законов она не нарушала, не обратила на это внимания — может, бывший друг куда–то влип, он мастер. Но вскоре пошли звонки на работу. Заманивали на встречу хитростью: "Это связано с одним вашим знакомым, если вам небезразлична его судьба — приходите. Не придете — ничего страшного".
"Я пошла — чего не помочь людям в работе, — рассказывает Жанна. — Оказалось — Полиция безопасности на Кр. Барона, 99а. Унизительным отношением запахло уже с порога, когда меня трижды прогоняли через металлоискатель, будто я признанный судом преступник. Дальше — больше. Следователь Рокшане разговаривала со мной откровенно грубо, на "ты" и прямо запугивала. Начала с того, что по–русски ей говорить неудобно, поэтому все будет по–латышски. Насчет переводчика пробурчала, что вообще–то положен, но для меня сейчас нет. Латышским я владею не так хорошо, чтоб вести столь серьезные беседы, да еще в подавленном состоянии и после ночной работы. А давление было конкретным.
Интерес к моей скромной персоне следователь объяснила моим комментарием и пригрозила перспективой в 10 лет тюрьмы за разжигание межнациональной розни: "Если б ты просто обозвала латыша на улице, отделалась бы штрафом и общественными работами, но ты еще и зарегистрировалась на сайте!" А как иначе без регистрации я могла написать комментарий, все ж для этого регистрируются — и что, на всех заводят дела? И что с другими авторами русских комментариев? На это она ответила, что "некоторые уже сидят".
Мое преступление г–жа Рокшане квалифицировала просто: "Ты — расистка", — и привела в подтверждение своей мысли странный пример: "Это то же самое, если я иду по улице, кушаю "Сникерс" и говорю, что это очень вкусная черная шоколадка, в то время как рядом идет негр". Дальше тоже задавала странные вопросы — как я отношусь к георгиевским ленточкам, где была 9 мая, участвовала ли в забастовках, знаю ли о том, что в Латвии запрещено цеплять на машины российские флаги. В конце заставляла подписать документ со словами: "Не подпишешь — не выйдешь отсюда". В состоянии шока я подписала непонятную бумагу, мне напоследок было предложено к следующему разу позаботиться об адвокате, а все русские комментарии того времени с портала враз исчезли. У меня же не осталось никаких бумаг, ни повестки, ни копии протокола.
"Вести Сегодня", естественно, поинтересовалась упомянутым порталом — чудный, мягко говоря, русофобский образчик. Прямо на главной странице идет сбор подписей в поддержку лозунга "Уезжайте домой!". Подписей уже собрано 6725 штук. Тут же разъясняется, что "безумие 9 мая и хоккейные дни показывают то, что так старательно скрывают политики: Латвия полна чужими ей людьми, которые считают ее независимость лишь временным явлением… Российские флаги и георгиевские ленточки напоминают, что среди нас опасные и агрессивные люди…"
Среди комментариев портала, например, такие: "Русских надо бить брутально. Иначе они ничего не поймут и не отстанут" (15.07.09. 18.14), или "…Только один из 100 русских — интеллигент, перед ним снимаю шляпу, остальные — грязь под ногтями, стыд и позор государства (14.07.09 16.03), или "Смерть urlikiem" (так на латышском жаргоне именуются русские) (15.07.09 6.03).
Впечатление такое, что следователь Рокшане работает прямо–таки в интересах данного портала, а не Полиции безопасности государства. Однако спросить ее об этом не удалось. В дежурной части ПБ журналисту вначале пояснили, что у них вообще нет следователя с такой фамилией. Затем выдали не менее удивительное объяснение: что вообще–то следователь такой есть, но у нее другая фамилия и в принципе ведомство на вопросы отвечает только по электронной почте. Странная история, хотя Жанна уверяет, что дважды звонила Рокшане в ПБ и ее звали к телефону. Но удостоверения девушка не видела — следователь такой фамилией назвалась на словах.
"Этому абсурду можно дать два объяснения, — считает правозащитник Геннадий Котов. — Очевидно, Полиция безопасности, опасаясь сокращений кадров, дабы показать свою бурную деятельность и нужность, на ровном месте стряпает громкие дела. Хотя за такие вещи дело возбуждать надо против следователя. Оставлять как само собой разумеющееся целый портал, разжигающий национальную ненависть в отношении русских, не замечать оскорбительных и агрессивных высказываний на нем, но привлекать человека за совершенно нейтральное мнение — это, выходит, полиция не безопасности, а антибезопасности. Раз она делает вид, что не замечает откровенной угрозы обществу, исходящей от латышских нацрадикалов, значит, сама потворствует разжиганию межнациональной розни. Зачем нам тогда вообще ее содержать?"
Что интересно, в это самое время спецслужбы просят правительство расширить их полномочия. Мол, осенью грядут массовые беспорядки, поэтому пусть им закон позволит предупреждать хулиганства ради спокойствия общества. Спору нет, закон и порядок — в наших общих интересах, однако методы, которые исповедует ПБ еще до расширения полномочий, никак не могут вызывать у русских жителей спокойствия. Если с точки зрения националистического портала именно мы являемся причиной всех латвийских бед, а Полиция безопасности явно подыгрывает порталу — можно представить, какой "порядок" там мечтают навести.
Поэтому и наша героиня в итоге решила выбрать единственно верную линию защиты — нападение. Законное, естественно. И при помощи специалистов разобраться в деле по существу: кто и на каком собственно основании ее допрашивал? В чем заключается ее провинность? С какой стати ПБ вторглась в ее частную жизнь и звонила на работу — девушка собирается на повышение, и разные сомнительные "сигналы" — это уже недопустимый способ давления. Отдельному разбирательству подлежат сами методы работы — почему человека заманивают в ПБ хитростью? Почему запугивают? Почему проявляют неуважение? Вся Европа отстаивает права заключенных, а у нас добровольно пришедший на разговор человек должен чувствовать себя будто состоявшийся преступник. Так что продолжение следует…
Славянский шкаф не продаем!
Если спецслужбы начинают проявлять к вам интерес, имейте в виду:
— вы не обязаны откликаться на их телефонное приглашение. Официальный документ — повестка, на котором указана цель встречи. Для них тем и удобно телефонное приглашение, что в разговоре легко уйти от ответа на прямой вопрос, а человек погружается в нервное состояние — это уже способ давления!
— если следователь во время разговора начинает переходить на другие темы, не имеющие отношения к сути дела, имеете право не отвечать на такие вопросы.
— на встречу можно идти с адвокатом, но отношения с ним должны быть оформлены по форме. Если идете один, проконсультируйтесь с юристом заранее.
— разговор должен вестись на том языке, который удобен "клиенту". Если вы не понимаете протокола и вам не предоставляют переводчика, имеете полное право не подписывать его (вообще незнание столичным спецслужбистом языка половины рижан само по себе указывает на неполное служебное соответствие).
"Вести Сегодня" № 140.
Автор: Елена Слюсарева