Кусок интервью с бывш. мэром Одессы. Корреспондент "Эха" адекватнее в стодвадцать раз:
И. АЗАР: А вы говорили, роль России, как я понимаю, вы считаете, что какие-то российские спецслужбы или кто-то причастен, да, к этим событиям?
Э. ГУРВИЦ: Я считаю, что вообще Россия сделала колоссальную ошибку и, в общем-то, этот дурдом уже никогда не кончится. Россия ведет войну против Украины, это необъявленная война. Советский Союз вел войны против Венгрии, против Чехословакии, вторгался в Афганистан, где, оказывая братскую помощь, убили два миллиона афганцев и потеряли тринадцать с половиной тысяч советских солдат. То есть, такая традиция и есть. Россия, и я это видел собственными глазами, вела войну в Чечне. Мало того, что вела войну, просто убивала там и мирное население, если это было население чужое, которое отделялось, то это была война с… а если это было свое население, так это вообще необъяснимо. Значит, когда там бомбили объемными бомбами, я сам видел, в частности, мне довелось быть в Чечне и мне довелось все это видеть. То есть, Россия склонна к ведению таких военных действий, и они ведутся на Кавказе практически постоянно. И, очевидно, в России посчитали, что можно и Украину вот таким образом, захватить Крым и двигаться дальше. Я думаю, что это большая ошибка, потому что сторонников присоединения к России в Одессе на сто человек можно найти, может быть, двух, и из них одного неполноценного. Значит, раз этого желания в Одессе нет, раз они этого не хотят, то я думаю, что и сама эта идея нежизнеспособна.
И. АЗАР: Ну, все-таки, как мы видим, так или иначе, выступления пророссийских активистов во всех городах, в том числе и в Одессе, происходят. Нельзя же сказать, что они все неполноценные люди.
Э. ГУРВИЦ: Нет, во-первых, их очень мало в Одессе, в Одессе их очень мало. Во-вторых, есть люди, очень недовольные своей жизнью, и экономически это жизнь трудная, и в Одессе многие люди испытывают большие экономические трудности. Им кажется, что хорошо там, где нас нет. Так что, вполне возможно, что вот какая-то часть людей, очень небольшая, ходит с российскими флагами, ищет где-то лучшую жизнь, им что-то кажется, на что-то они надеются, но это очень маленький процент, и в основном одесситы совершенно не желают присоединения Одессы к России. Они желают большей децентрализации, большей свободы для своего города. Я возглавлял комиссию по созданию свободной экономической зоны в 92-м году, и будущий президент Кучма, который был премьер-министром, подписывал решение о создании такой комиссии, торжественно и клятвенно заявлял, что он подпишет указ о создании в Одессе свободной экономической зоны. Обманул, обманул. Ну, это свойственно тем, кто клянется в предвыборной кампании. И это тоже были грубые ошибки, когда все было централизовано. Ну, понятно, особенно это проявилось при последнем президенте Януковиче. И, конечно же, недовольство иногда перехлестывает, иногда создает предпосылки для нелюбви к собственной отчизне. Все это есть. Но, тем не менее, в Одессе нет предпосылок для того, чтобы она была присоединена к России. Это априори невозможно, это не желает подавляющее большинство одесситов.
И. АЗАР: Но если завтра здесь, как в условном Славянске, Краматорске, появятся люди с оружием, что делать?
Э. ГУРВИЦ: Если завтра война, если снова в поход, я уверен, что им будет дан отпор, и тут они как раз и попадут под большое недовольство одесситов вмешательством вот в жизнь города и в то, что создаются предпосылки для таких трагических событий.
И. АЗАР: Вы считаете, что, может быть, нужно было пойти на какие-нибудь уступки вот людям, которые за Россию, раньше они называли себя за федерализацию, да? Может, нужно было как-то понять их чуть раньше, чтобы вот не было эскалации, или это не помогло бы?
Э. ГУРВИЦ: Я считаю, что действительно права городов… и местное самоуправление должно получить дополнительные права. Мало того, что я это считаю, я это 20 лет пытаюсь доказать и участвовал и в законодательной работе в парламенте. Все-таки надеюсь, что теперь это будет сделано, тем более что теперь уже и руководство страны подтверждает, что это обязательно будет сделано. То есть, это логичные требования, и они должны быть удовлетворены. Но это никак не связано с государственной изменой, это никак не связано с попытками искусственно привязать Одессу к другому государству. Одесса – это Украина, и Одесса – это город, который стремится в Европу, а не в Таможенный союз. И тут уже воля одесситов при всех социологических опросах показывает, что они в подавляющем большинстве хотят в Европу, больше, чем в других городах, кстати, и страны.