Никем не признанный референдум 11 мая в Донбассе стал точкой невозврата к прежней модели существования Украины. Когда в стране миллионы ее граждан голосуют за отделение от государства — это сигнал, который нельзя игнорировать при всем желании. Процесс гражданского конфликта запущен, и он вряд ли ограничится Донецкой и Луганской областями. Его масштабы и тем более итоги пока никто предсказать не сможет. Хотя направления его развития вполне очевидны
Призрачная надежда на мир
Надежды на мирный сценарий развития событий, еще существовавшие до майских праздников, нынче сходят на нет. Слишком много крови пролилось и слишком сильное влияние оказал сам факт проведения референдума на настроения умов в Донбассе. Теоретически нынешние элиты востока и их Партия регионов еще пытаются использовать ситуацию для торгов с Киевом и принятия решения о федерализации, но надежды на компромисс мизерны как минимум по двум причинам. Во-первых, жесткое неприятие этого новой властью в Киеве, которую федерализация лишит влияния на страну, в том числе и коррупционной ренты. Отдельно стоит упомянуть о факторе президентских выборов. И Тимошенко, и Порошенко не заинтересованы ни в какой федерализации или децентрализации, так как это превратит будущего президента по ныне действующей Конституции 2004 года в полный ноль (назначение губернаторов — немногое, что осталось в ней от президентских полномочий).
Наконец, многие в Киеве считают потерю Донбасса приемлемой ценой за сохранение и укрепление своей власти на остальной Украине, а потому не думают, что ради родины Януковича нужно идти на какие-то уступки. Второй причиной призрачности надежд на компромисс является крайняя слабость Партии регионов. После падения Януковича она проявила себя как совершенно вялая и безыдейная структура, склонная к соглашательству с властью и полностью «проспавшая» рост протестных настроений в ее базовых регионах. Выставление откровенно слабого кандидата в президенты Михаила Добкина показало, что она не готова быть реальной оппозицией, а играет в поддавки с режимом. Итог подобной политики закономерен — партия растеряла авторитет и реальную власть даже в Донбассе, не контролирует протестное движение и вооруженные группы. В таких условиях зачем и о чем кому-то договариваться с ПР?
Наоборот, у Киева есть стремление воспользоваться слабостью регионалов, чтобы «отжать» у них активы (характерна в этом плане кампания по дискредитации Рината Ахметова, которая развернута в последнюю неделю в украинских СМИ).
Кроме того, по данным «Репортера», руководство ПР не смогло ни о чем договориться и с Москвой, которая сделала ставку на новых лидеров ДНР и ЛНР и Олега Царева. Оказавшись между молотом Киева и наковальней донецкого протеста, остатки Партии регионов вынуждены будут сделать выбор в пользу одной из сторон. Причем на этой почве не исключен и раскол партии. Скорее всего, большая часть донецких «регионалов» примкнет к ДНР и ЛНР. В то же время и среди протестующих договариваться особо не с кем, так как большинство из них не настроены на диалог с «киевской хунтой» и намерены создавать свое государство Новороссия, либо присоединяться к России.
Таким образом, шансы на какой-то компромисс, увы, минимальны. Теоретически дело могло бы закончиться миром и сохранением единой страны только при одном условии. Если на президентских выборах победит представитель юго-востока, например, Сергей Тигипко. И в этом случае никто ничего не гарантирует, конечно, но, по крайней мере, был бы шанс повернуть вспять маховик войны. Но, судя по опубликованным рейтингам, вероятность победы Тигипко минимальна. А значит противостояние будет нарастать. Ниже мы попытаемся понять будущую тактику каждой из сторон конфликта.
Призыв Ахметова протестовать против ДНР весьма показателен. Не только самим фактом того, что главолигарх наконец определился и впрямую пошел против воли людей, высказанной на референдуме, но и временем публикации протеста.
Ахметов не протестовал и не призывал к ликвидации ДНР, когда она возникла и чем-то там таким невнятным занималась. Но резко изменил свое мнение и прозрел, как только руководство этим квёлым образованием взял на себя Александр Бородай.
Похоже, что слухи, которые приписывали Ахметову негласное руководство "сепаратистами", как инструментом давления на Киев, имеют таки под собой почву. Ручная ДНР Ахметова устраивала в полной мере, и даже неизвестно откуда взявшийся русский Че Гевара не слишком обеспокоил олигарха, прекрасно понимавшего значение политического результата и его приоритета над любыми военными победами. Можно выиграть войну - но проиграть ее в кабинетах. Ручные "лидеры Сопротивления" гарантировали такой проигрыш хотя бы тем, что делали почти все, чтобы продемонстрировать максимум бестолковости на единицу времени.
В какой-то степени Ахметову было даже полезно иметь не только вялых и бестолковых активистов, которыми и пугать-то особо некого, а полноценного "террориста" с его командой. Хунта отнеслась к Стрелкову со всей серьезностью - и акции Ахметова, обладающего контролем над политическим процессом в сепаратистском регионе, обязаны были расти.
Вот только Стрелкову и его людям совершенно не улыбалась роль жертв и пешек в хитромудрых комбинациях туземных магнатов. Разбираться в сортах украинской субстанции людям, воюющим с современными нацистами, было некогда - но пришлось. В противном случае судьба восстания имела слишком очевидный конец.
Как именно прошла смена караула в Донецке, думаю, расскажут еще не скоро, однако то, что Ахметов немедленно осознал, что красивый план начинает рушиться, вынудил его вначале обозначить свои "четыре сценария", а теперь - и откровенно поддержать нацистов.
Возникает, кстати, вполне интересное следствие из сказанного - кто из деятелей первоначальной ДНР отрабатывал печеньки Ахметова сознательно, а кого использовали втёмную. В общем-то, оба варианта нехороши - предатель или глупец - кто более ценен для олигарха
Министр внутренних дел Арсен Аваков одобрил заявление бизнесмена Рината Ахметова о противодействии политике Донецкой народной республики.
На своей странице в Facebook он написал о том, что наконец-то Ахметов поверил и энергично выступил за наведение порядка в стране и в Донбассе в частности. "Поверил. Надеюсь, и Донбасс поверит. Было б желание – настоящее, не картонное. И разногласия проясним, и автоматы отложим пылиться", - отметил министр.
Аваков уверен в том, что это заявление появилось очень вовремя, а путь к стабилизации обстановки хоть и будет трудным, но "…дорогу осилит идущий".
Что теряет Украина вместе с Донбассом?
Чтобы понять ожесточение, с которым киевская хунта уничтожает мирных жителей в Донецкой и Луганской областях, достаточно оценить роль этих регионов в экономике… // aftershock-1.livejournal.com
Немного скучной цифири.
Потеря Донбасса, ставшая уже практически необратимой, означает полный крах Украины. Население сократится до 37,5 миллионов, площадь - до 497 тысяч кв. км, экспорт – до 52,2 млрд. долл., импорт – до 76,9 млрд. долл., дефицит торгового баланса вырастет до 24,7 млрд. долл. Украина потеряет 16% ВВП, а долговая нагрузка на оставшиеся области вырастет почти на 15%. По мнению главы комитета суверенных рейтингов агентства Standard & Poor's Джона Чамберса, если юго-восточные регионы Украины получат независимость от Киева, страну ждет дефолт по внешнему долгу. В свою очередь, в МВФ предупредили, что если правительство де-факто упустит восточную часть страны, Киеву потребуется новая помощь, которую можно будет получить только в обмен на дополнительные реформы. Что означает дальнейшее сокращение социальных стандартов, рост Недальновидная и агрессивная политика киевской хунты, пытающейся навязать Донбассу бандеровскую и неолиберальную идеологию с помощью бронетехники и расстрелов мирных жителей, делает потерю контроля над Донбассом практически неизбежным. Но в слепом стремлении навязать всем свою волю хунта готова на это пойти даже ценой смерти Украины.