Бяка> Может поделитесь Вашими знаниями в данной области?
Да не вопрос - пожалуйста:
СЕНЯВСКАЯ Елена Спартаковна – доктор исторических наук
"На Западе постоянно муссируется тезис о «бесчинствах» Красной Ар-
мии на занятой ею территории Германии. Между тем документы показывают,
что в западных зонах оккупации отнюдь не было той идиллии, образ которой се-
годня внушается немецкому, да и всему западному сознанию. Радиообращение
Эйзенхауэра «Мы приходим победителями!» вполне четко подразумевало и «пра-
во победителей», и «горе побежденным».В докладе 7-го отделения Политотдела 61-й
армии 1-го Белорусского фронта от 11 мая 1945 г. «О работе американской армии и воен-
ных властей среди немецкого населения» сообщалось: «Американским солдатам и офицерам
запрещено общаться с местным населением. Этот запрет, однако, нарушается. За последнее
время было до 100 случаев изнасилования, хотя за изнасилование получается расстрел»
Особенно отличились негритянские части. В конце апреля 1945 г. немецкий ком-
мунист Ганс Ендрецкий, освобожденный из тюрьмы западными союзника-
ми, сообщал о положении в зоне Германии, оккупированной американскими войсками: «Большая часть оккупацион-
ных войск в районе Эрлангена до Бамберга и в самом Бамберге были негритянские части. Эти негритянские части расположились, главным образом, в тех местах, где оказывалось большое сопротивление. Мне рассказывали о таких бесчинствах этих негров, как ограбление квартир, отнятие предметов украшения, разорение жилых помещений нападения на детей. В Бамберге перед зданием школы, где были расквартированы эти негры, лежали три расстрелянных негра, кото-
рые несколько времени тому назад были расстреляны военно-полицейским патрулем за то, что напали на детей. Но так-же и белые регулярные американские войска проделывали подобные бесчин-
ства...». О.А.Ржешевский приводит данные, согласно которым в армии США, где после вступления на территорию
Германии резко возросло число изнасилований, за это преступление и за убийства было казнено 69 чел.
Интересные свидетельства оставил австралийский военный корреспондентОсмар Уайт, который в 1944–1945 гг. находился в Европе в рядах 3-й американской армии под командованием Джорджа Патона. Его дневники и газетные статьи легли в основу книги «Дорога победителя: свидетельство очевидца Германии 1945 года» (Conquerors' Road: An Eyewitness Account of Germany 1945)3, где приводится много нелестных характеристик поведению американских солдат в побежденной Германии. Книга была написана еще в 1945 г., но тогда издатели отказались от ее публикации из-за содержащейся в ней критики оккупационной политики союзников. Она увидела свет лишь в конце XX в.
В ней О.Уайт, в частности, писал: «После того как боевые действия переместились на немецкую землю, солдатами фронтовых частей и теми, кто следовал непосредственно за ними, было совершено немало изнасилований. Количество их зависело от отношения к этому старших офицеров. В некоторых случаях личности нарушителей были установлены, они были отданы под суд и наказаны. Юристы держались скрытно, но признавали, что за жестокие и извращенные половые акты с немецкими женщинами некоторые солдаты были расстреляны (особенно в тех случаях, когда это были негры).
Однако я знал, что многие женщины были изнасилованы и белыми американцами. Никаких акций против преступников предпринято небыло»
И далее – подробно, с деталями, с приведением мнений самих немецких женщин:«На одном участке фронта один довольно заслуженный командующий остроумно заметил: «Совокупление без беседы не является братанием!» Другой офицер как-то сухо заметил по поводу приказа о недопустимости «братания»: «Определенно, это впервые в истории, когда серьезное усилие прилагается для того, чтобы лишить солдат права на женщин в побежденной стране».
Вероятно, наиболее заслуживающая доверия характеристика ситуации была дана интеллигентной австрийкой средних лет из Бад-Хомбурга: «Разумеется, солдаты берут женщин…После оккупации этого города на протяжении многих ночей нас будили солдаты, стуча в двери и требуя Fraulen. Иногда они врывались в дом силой. Иногда женщинам удавалось спрятаться или убежать». Я спросил ее, знала ли она женщин, которых и в самом деле изнасиловали. Она задумалась на мгновение и ответила: «Нет, не думаю, что это случалось часто. Вы должны помнить, что сейчас, в отличие от тех времен, когда нацистские идеи еще не получили распространения, немецких женщин не ужасает мысль о том, что мужчина может применить к ним насилие. Они боятся, это правда. Но они больше боятся того, что их изобьют, чем то, что их изнасилуют. Сами увидите. Если ваши солдаты будут достаточно терпеливы, они увидят, что немецкие женщины довольно покорны…»
«Запрет на братание» (no-fraternisationrule), провозглашенный сразу же после вступления американцев на немецкую территорию, так никогда и не действовал. Он был абсурдно искусственным, и ввести его в действие было просто невозможно. Первоначально он был направлен на предотвращение сожительства британских и американских солдат с немецкими женщинами. Но как только закончились бои и войска были размещены по местам постоянной дислокации, значительное количество офицеров и солдат, особенно из состава военной администрации, начало завязывать с немецкими женщинами отношения всех категорий – от хождения к проституткам, до нормальных и благородных романов.
Одна берлинская прачка так высказалась по этому поводу: «Девочки Гитлера очень скоро затащат ваших солдат в постель и заставят их забыть о приказах. Они не считают, что в этом есть что-то неправильное. Они получат удовольствие и после посмеются и пошутят. В траханье нет ничего плохого. Сами увидите – скоро они станут спать с неграми и евреями!» Безупречные арийские девственницы, может, когда-то и подписывались на нацистские идеологические журналы, однако их пуританские принципы не смогли пережить полового воздержания…После нескольких убогих и бессмысленных
военных судов над козлами отпущения «запрет на братание» превратился в пустой звук. Насколько я знаю, солдаты из американской дивизии, которая освободила Бухенвальд в апреле, спали с немками уже к концу мая. Они сами хвастались
этим. Когда лагерь расчистили и превратили в центр для перемещенных лиц, ряды бараков, в которых сотни восточноевропейцев умерли от голода и болезней, были обставлены награбленной в Веймаре мебелью и превращены в бордель.
Он процветал и снабжал лагерь бесчисленными консервами и сигаретами…» А вот свидетельство одной из немецких женщин о поведении французов: «Когда же в мае 1945 года война окончилась, появились «освободители» – это были молодые французские офицеры, – то от радостного ощущения конца войны сразу же не осталось и следа. Многие женщины подверглись нападению и были изнасилованы.
Так начался мир!»