Реклама Google — средство выживания форумов :)
О принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу.
В прошедшую с Портой Оттоманскую войну, когда силы и победы оружия Нашего давали нам полное право оставить в пользу Нашу Крым, в руках наших бывший, Мы сим и другими пространными завоеваниями жертвовали тогда возобновлению доброго согласия и дружбы с Портою Оттоманскую, преобразив на тот конец народы татарские в область вольную и независимую, чтобы удалить навсегда случаи и способы к распрям и остуде, происходившим часто между Россиею и Портою в прежнем татар состоянии... Но ныне... по долгу предлежащего нам попечения о благе и величии Отечества, стараясь пользу и безопасность его утвердить, как равно полагая средством, навсегда отдаляющим неприятные причины, возмущающие вечный мир между империями Российскою и Оттоманскою заключенный, который мы навсегда сохранить искренне желаем, не меньше же и в замену и удовлетворение убытков Наших, решилися Мы взять под державу Нашу полуостров Крымский, остров Таман и всю Кубанскую сторону
«Арт.З. Все татарские народы: крымские, буджатские, кубанские, едисанцы, жамбуйлуки и едичкулы без изъятия от обеих империй имеют быть признаны вольными и совершенно независимыми от всякой посторонней власти, но пребывающими под самодержавной властью собственного их хана чингисского поколения, всем татарским обществом избранного и возведенного, который да управляет ими по древним их законам и обычаям, не отдавая отчета ни в чем никакой посторонней державе, и для того ни российский двор, ни Оттоманская Порта не имеют вступаться как в избрание и в возведение помянутого хана, так и в домашние, политические, гражданские и внутренние их дела ни под каким видом...
Арт.19. Крепости Еникале и Керчь, лежащие в полуострове Крымском с их пристаньми и со всем в них находящимся, тож и с уездами, начиная от Черного моря и следуя древней Керченской границе до урочище Бугак и от Бугака по прямой линии кверху даже до Азовского моря, остаются в полное, вечное и непрекословное владение Российской империи».
Профессор университета в Галле Иоганн Эрлих Туннманн в своей работе «Крымское ханство», опубликованной в 1784 году, писал:
«Крымский хан со времени заключения Кучук Кайнарджийского мира 10 июля 1774 года владеет, как независимым государством, рядом обширных стран как на европейской, так и на азиатской стороне Черного и Азовского морей. Основную ее область составляет Крымский полуостров, где хан обыкновенно имеет свою резиденцию. В Европе, кроме того, ему принадлежат: Восточный Ногай между р. Бердой и Днепром, Едисан, или Западный Ногай, между Бугом и Днестром и большая часть Бессарабии, или Буджака, между Днестром и Дунаем. В Азии он владеет Кубанью по обе стороны реки Кубани и претендует на верховную власть над обоими Кабардами. Но фактическое владение Кабардами за ним не признается. Хану принадлежат: публичная молитва (хутба), издание законов, командование войсками, чеканка монеты, право устанавливать пошлины и подати. Во всем другом его власть крайне ограничена. Он обязан управлять по древним законам и обычаям. Он не может начинать войну или иные государственные дела без согласия кырым-бегов и ногайских мурз. В таких случаях они все созываются ханом в Бахчисарай или Карасу, чтобы принять или отвергнуть делаемые им предложения. Никакие договоры, законы или распоряжения, относящиеся к нации, не имеют ни малейшей силы, если они не утверждены и не подписаны этими бегами этими мурзами».
Cт. II
Трактат мира 1774 года Июля 10, а Эгиры 1188 года 14 дня Луны Джемазиель Еввеля; изъяснительная конвенция 1779 года Марта 10, а Эгиры 1193 года 20 дня Джемазиель-Ахыра; трактат торговли 10 Июня 1783, а Эгиры 1197 года 21 Редже**а, и акт, объясняющий присоединение к Российской Империи Крыма и Тамана, и что границею есть река Кубань, 1783 года Декабря 28 дня, а Эгиры 1198 года Сафара, силою сего мирнаго договора подтверждаются во всех их статьях, исключая те только, которыя сим трактатом или же прежним в одном после другаго отменены, и обе Высокия договаривающияся стороны обязуются оныя свято и ненарушимо содержать, и с доброю верою и точностию исполнять.
предложение наше при заключении мира, сделав татар независимыми, не довлеет к тому, чтоб чрез сие исторгнуть все поводы к распрям, за татар произойти могущие, и поставляет нас во все те права, кой победами нашими в последнюю войну приобретены были и существовали в полной мере до заключения мира; и для того, по долгу предлежащего нам попечения о благе и величии отечества, стараясь пользу и безопасность его утвердить, как равно полагая средством навсегда отдаляющим неприятные причины, возмущающие вечный мир между Империями Всероссийской и Оттоманской заключенный, который мы навсегда сократить искренно желаем, не меньше же и в замену и удовлетворение убытков наших решилися мы взять под державу нашу полуостров Крымский, остров Тамань и всю Кубанскую сторону.
Возвращая жителям тех мест силою сего нашего Императорского Манифеста таковую бытия их перемену, обещаем свято и непоколебимо за себя и преемников престола нашего, содержать их наравне с природными началами подданными, охранять и защищать их лица, имущество, храмы и природную веру, коей свободно отправление со всеми законными обрядами пребудет неприкосновенно; и дозволить напоследок каждому из них состоянию все те прелости и преимущества, каковыми таковое в России пользуется; напротив чего от благодарности новых наших подданных требуем и ожидаем Мы, что они в счастливом своем презрении из мятежа и неустройства в мир, тишину и порядок законный потщатся верностию, усердием и благонравием уподобиться древним нашим подданным и заслуживать наравне с ними монаршую нашу милость и щедроту.
Комментируя ситуацию на Украине и, в частности, референдум в Крыму, польским политикам и экспертам следует обратиться к истории, пишет в статье на портале Gazeta Bałtycka "Наш польский Крым в межвоенном двадцатилетии" историк Марцин Секаньски и вспоминает 1920 год:
"...Речь Посполита переживает второй год борьбы за независимость и право существовать в качестве независимого государства в Европе после 123 лет отсутствия. В сентябре 1920 года было уже известно, что в результате неудачи наступления большевиков под Варшавой, шансы на независимость Польши стали велики. Теперь пришло время определить свою восточную границу. После Первой мировой войны на основе мирных договоров было установлено относительное равновесие, на страже которого стояли сверхдержавы тех лет. Также, как и сегодня, было утверждено, что любые изменения на карте Европы не должны быть результатом агрессии сильного государства в отношении более слабого. Во главе Речи Посполитой находится Юзеф Пилсудский, сторонник федеративной концепции, в которой восточные нации (Литва, Украина, Белоруссия) должны были быть под протекторатом Польши, сохраняя при этом собственные государственные власти, которые должны были изображать видимость их свободы. Однако по военным и экономическим соображениям план Пилсудского был практически нереализуем. Интересным событием, в котором можно найти некоторую болезненную аналогию (с современностью), является так называемый "бунт Желиговского". В связи с отходом большевистских войск после поражения под Варшавой в Польском правительстве начали звучать лозунги о возвращении к дораздельным границам (границам до разделов конца XVIII века - Ред.) и о необходимости великой Речи Посполитой Двух народов (Польши и Литвы - Ред.). Однако существовала серьезная проблема - нежелание, а зачастую и ненависть литовцев по отношению к этим стремлениям. Литовцы считали эти стремления подготовкой оккупации, а период Речи Посполитой - периодом оккупации. Спорным пунктом между обоими государствами был Виленский край, в населении которого проживало более 60% поляков (в сегодняшнем Крыму соотношение русских по отношению к другим народам примерно такое же). Но этот регион, согласно международным документам, принадлежал Литве, а в Вильнюсе находились управленцы из стран Антанты. Пилсудский, однако, не признавал такого положения дел и, воспользовавшись правом сильнейшего, пошел на уловку, известную нам по нынешним событиям. Вместе с генералом Луцианом Желиговским они разработали стратегию. Солдаты Желиговского (большинство из них были поляками, происходившими из Литвы), якобы поднимая бунт против правительства в Варшаве, начинают поход на Вильнюс. После нескольких стычек с литовскими войсками "бунтовщики" 9 октября входят в столицу нынешней Литвы. На месте их приветствует "пятая колонна" - польские жители Вильно, которые самостоятельно заняли уже большую часть города.
Сам Желиговски, не желая воевать с братским народом, в отношении литовских военнопленных не применял репрессий, а пленные солдаты даже вместе с оружием часто отпускались на волю. Поляки заняли Виленский край вопреки протестам международным и литовского правительства в Каунасе. 12 октября 1920 года, спустя три дня после занятия города, генерал Желиговски издает декрет, в котором провозглашает создание Республики Срединной Литвы. Это странное государственное образование просуществовало до 1922 года и до сих пор является болезненной темой между Литвой и Польшей. 20 января 1922 года Сейм Польши принял резолюцию о том, что Виленская земля является неотъемлемой частью Речи Посполитой Польши, а в марте было подписано соглашение о присоединении Срединной Литвы к Польше".
Автор этой исторической статьи считает, что ситуация с Виленским краем аналогична сегодняшней ситуации в Крыму. Историк отмечает, выдвигая ряд обвинений по разным адресам, что поляки удивительным образом забывают исторические события, которые указывают на их собственные проступки. "В памяти нашего народа слишком много белых пятен", - пишет Марцин Секаньски.
После завоевания генуэзских колоний и княжества Феодоро в 1475 году их бывшая территория была поделена на 5 кадылыков: Кефинский, Судакский, Керченский, Мангупский и Балаклавский, которые наряду с двумя кадылыками за пределами Крымского полуострова (Азакский и Таманский) составляли Кефинский эялет
В дотатарскую эпоху в Крыму существовало Боспорское царство, которое позднее в VI веке вошло в состав Византии. И поскольку Византия была православной, то ессно храмы в Крыму имелись и поминаемая церковь в Керчи далеко не единственная. Плюс после похода Святослава против Хазарского каганата в части Крыма чуть более ста лет существовало русское Тмутараканское княжество. Позднее оно опять перешло под власть Византии, которая закончилась после крушения империи после 4-го крестового похода в 1204 году.
Далее уже было господство Золотой Орды, от которой к середине XV века откололось независимое Крымское Ханство.
В Золотой Орде проживали тюркские (кипчаки, волжские булгары, хорезмийцы, башкиры и др.), славянские, финно-угорские (мордва, черемисы, вотяки и др.), северокавказские (ясы, аланы и др.) народы. Немногочисленная монгольская верхушка очень быстро ассимилировалась среди местного тюркского населения. К концу XIV – началу XV в. кочевое население Золотой Орды обозначалось этнонимом «татары».
В Золотой Орде происходил этногенез волжских, крымских, сибирских татар. Тюркское население восточного крыла Золотой Орды составило основу современных казахов, каракалпаков и ногайцев.