Марина Петик ■ 14 марта | 8:03
Буквально каждый день в столице происходят вопиющие случаи, связанные с криминалом. Прошлой ночью молодчики с коктейлями Молотова напали на загородный ресторан, а в банк на улице Московской ворвались несколько десятков человек, которые начали громить отделение. Оказалось, что это радикальные активисты с Майдана. Киевляне опасаются за свою безопасность, но в милиции не берутся называть сроки, когда беспредел закончится.
ОТПУСТИЛИ ПОГРОМЩИКОВ
Прошлой ночью группа активистов Майдана (по некоторым данным, это были «Воины Нарнии») из 38 человек ворвалась в отделение банка на Печерске. «Стали бить битами окна, ворвались в помещение, забаррикадировались, стали разбивать мебель и выворачивать на пол бумаги. После продолжительных переговоров с милицией они добровольно вышли и сдали 17 единиц оружия, а потом поехали в Печерское РУВД», — сообщает пресс-служба столичной милиции.
По словам спикера киевской милиции Ольги Билык, личности нападавших установлены. «Мы знаем, кто они и где живут. Поэтому их отпустили, оружие передали на экспертизу. Также с помощью видео будет установлено, кто и что делал ночью в банке. Начато уголовное производство, а после расследования дело направят в суд», — говорит Билык. В милиции неофициально говорят, что погромщиков отпустили потому, что такую ораву негде было держать, но они, мол, никуда не денутся, ответят по закону.
«СОЖЖЕМ С МОРЯ»
Народный депутат Оксана Калетник на своей страничке в соцсети обратилась к главе МВД Арсению Авакову. «Позвонили из ресторанного комплекса «Триполье» (принадлежит Калетник-авт.). В 21:30 (среда) туда приехали четверо мужчин, одетых в дутые куртки и спортивные штаны. Сказали, что пришли от имени самообороны национализировать комплекс. Выдвинули ультиматум — чтобы в течение суток были готовы документы на передачу народу. Продемонстрировали автомат Калашникова, передали две бутылки коктейля Молотова для руководства. У меня вопрос к министру Авакову: кто крышует бандитов? Или это обнаглевшие босяки-самозванцы, прикрывающиеся самообороной? Если взялись управлять МВД, то предпринимайте конкретные меры, чтобы прекратить беспредел!» — возмущается депутат.
Тем временем В Киев вернулся рэкет
Подобного вида гости нагрянули и в коттеджный поселок на дамбе Киевского моря. «Ворвались ребята, назвавшись самообороной. Они предлагали местной охране свои услуги, небезвозмездно. В случае отказа пригрозили «заходить с моря и жечь дома». Если дать этим молодчикам осквернять ценности Майдана, то можно констатировать, что 104 человека погибли зря», — рассказывает жительница поселка, Виктория.
ПРОСЯТ ИМ ЗВОНИТЬ И СОЗДАЮТ ГРУППЫ С «ТИТАНОМ»
В милиции не могут сказать, когда прекратится этот беспредел — призывают им помогать. Замглавы МВД Николай Величкович уверяет, что самооборона не имеет отношения к бандитам. «Люди прикрываются именем Майдана. Я прошу всех бизнесменов, как только кто-то пытается к вам вот так прийти и что-то требовать — звоните в милицию. Пару раз накажут через суд — и будет неповадно. Это единственный законный способ с ними справиться», — говорит Величкович. В милиции говорят, что предпринимают все меры для борьбы с бандитизмом и рэкетом. «Для этого у нас уже созданы группы быстрого реагирования вместе с «Титаном», они выезжают на подобные вызовы с оружием. Правда, бизнесмены обычно предпочитают не обращаться в милицию, а решать вопрос с этими людьми полюбовно. Даже когда вызывают, мы приезжаем, а они говорят: мол, мы уже сами договорились», — рассказывает Ольга Билык.
По словам спикера областной милиции Николая Жуковича, власти заинтересованы в наказании людей, которые прикрываются именем Майдана. «Да, на Майдане есть и лица с уголовным прошлым, сейчас они возвращаются. Был один, который по пьянке ударил ножом человека, позже выяснилось, что он один из сотников. Но есть и просто те, кто выдает себя за активистов. Мы не всегда успеваем доехать даже до места разборки — этих бандитов забирает самооборона, увозит, что с ними потом делает, мы не знаем — воспитывают видимо. Но если мы забираем их, то оформляем по закону и передаем в суд. Нам не хватает специального подразделения, наподобие «Беркута». «Титан» — он больше приспособлен для охраны, а вот для защиты не так», — говорит Жукович.
Украинские зэки просятся защищать страну
Заключенные просятся в Крым воевать в обмен на свободу
Украинские заключенные, осужденные на длительные сроки, просят начальство разрешить им искупить свою вину службой в армии — мол, в стране неспокойно, и они готовы защищать страну в обмен на свободу. Впрочем, желание такое изъявляют не все — в Менской колонии, где отбывают сроки силовики, военных настроений нет и в помине, а на Луганщине подучетные граждане (те, у кого условный срок и кому нужно отмечаться в МВД. — Авт.), наоборот, хотят уехать из страны.
В ОБМЕН НА СВОБОДУ. Как рассказали «Сегодня» тюремщики, по состоянию на вчерашний день желающих защищать Украину от врагов было 5 заключенных. Все они — рецидивисты, отбывают свои сроки в колонии строгого режима №6 на Кировоградщине. «Один из заключенных обратился к начальству письменно, остальные четверо поинтересовались устно, есть ли такая возможность», — рассказала нам пресс-секретарь кировоградского управления Госпенитенциарной службы Римма Молодоженова. Но несмотря на патриотизм рецидивистов, тюремщики навстречу им идти не намерены — по украинским законам, отпускать заключенных на свободу раньше срока не разрешено ни под каким предлогом.
Киевские тюремщики официально нам сообщили, что желание защищать страну в сложные для нее времена у их подопечных, может, и есть, но в киевском главке ГПТС письменных просьб пока не было. Нет их и в Бориспольской колонии, где отбывает свой срок экс-нардеп Виктор Лозинский, которого судили за убийство кировоградского селянина Валерия Олийныка. В Менской колонии, где сидит скандальный судья-«колядник» Игорь Зварич, никто из бывших силовиков тоже пока не изъявил желания защищать Украину от военной агрессии в обмен на свободу. «От Игоря Зварича такого тоже не слышно. Его больше в последнее время волнует, что многих осужденных из других тюрем отпустили, а его нет. Ходит по колонии и всем рассказывает, что он тоже политический заключенный. Что касается других заключенных, то таких разговоров о «штрафбате» не слышно. Здесь хоть и сидят много бывших силовиков, но военных настроений пока нет...»
ЕСТЬ ПРАВО. «Готовы защищать Украину осужденные не только в Кировоградской области. Со мной с просьбой разъяснить законодательство в этой сфере связывались осужденные из Крыма, Киевской и Донецкой областей, — рассказал «Сегодня» правозащитник Эдуард Багиров, который часто инспектирует украинские колонии. — Для того, чтобы разрешить заключенным принимать участие в военном конфликте, необходим специальный закон либо приказ верховного главнокомандующего. Если, не дай Бог, начнется война, осужденные за нетяжкие преступления могут обратиться в Верховную Раду с просьбой дать возможность искупить свою вину перед Украиной. И я думаю, что им такую возможность предоставят. Подобное уже было в истории Украины во времена СССР, во Франции и Германии также позволяли осужденным участвовать в военных действиях. Были случаи в Чечне, до президентства Рамзана Кадырова, когда заключенные пополняли ряды партизан, выступающих против российских войск».
ХОТЯТ УЕХАТЬ. «А у нас подучетные граждане, которые приходят отмечаться в инспекцию, наоборот, интересуются тем, нельзя ли им из-за всего происходящего уехать из страны. Но поскольку целью учета является именно контроль контингента, склонного к преступлениям, то, конечно, никаких разрешений мы им не выдаем», — рассказала «Сегодня» одна из сотрудниц луганской уголовно-исполнительной инспекции.