A.1.> Копаясь по случаю в нашем архиве наткнулся на один документ за февраль 45 г, в котором среди прочего есть помесячная таблица по работе сталепрокатного цеха ЛКЗ за 1941 год.
К вопросу об известном феномене "врет как очевидец".
У нас тут на заводе недавно разгромили и закрыли заводскую научно-техническую библиотеку (как впрочем и на большинстве отечественных заводов сейчас) - к счастью не отвезли весь книжный фонд сразу на свалку - а сказали приходить и забирать что хотите (ну томов 500-600 я забрал
), и среди прочего попался сборник докладов с металлургической секции совещания в Ленинграде в 1957 г., где в докладе "Развитие электроплавки стали в Петербурге-Петрограде-Ленинграде" некто А.Н.Соколов сообщает интересный момент:
Автору запомнилась плавка стали в одном из цехов Кировского завода 20 декабря 1941 года. После выпуска стали из электропечи в ковш подача электрической энергии была прекращена, с электростанции сообщили, что из за отсутствия топлива электроэнергия ни в этот день, ни в следующие подаваться не будет.
Интересное замечание - из которого видно что электропечи работали еще в декабре 41 г (когда выплавка в мартенах остановилась уже в ноябре из-за нехватки угля - напомню что по принятой в те годы технологии основная часть мартеновских печей на ЛКЗ работала на генераторном газе, и часть печей для выплавки высококачественных марок стали - на мазуте). В принципе это логично, учитывая что тогдашние электропечи на заводе имели небольшую емкость - (1,5-3 тонны), жрали где то 700-900 квт, плавка длилась 2,5-3 часа - и пока до середины декабря сохранялась подача электроэнергии на завод (пусть даже с перерывами) была возможность плавить электросталь, пусть даже и в мизерных количествах.
Но далее автор гордо заявляет:
Несмотря на тяжелые условия блокады, после небольшого перерыва работа электропечей на ленинградских заводах в начале 1942 года возобновилась.
Притом, известно из отчетов промышленного отдела ленинградского обкома что:
A.1.> В 1942 г и до второго квартала 1944 г выплавка стали на ленинградских заводах не производилась.
Что неудивительно, учитывая что в середине зимы 41-42 даже насосы водопроводной сети предназначенные для подачи воды на хлебозаводы экстренно запитывали от генераторов подводных лодок стоявших на Неве, до тех пор пока часть котлов на электростанциях не переделали с угля под местные виды топлива (торф и дрова) и собственно пока добычу этого топлива не наладили в требуемых количествах.
Естественно что в таких условиях, тем более в "начале 1942 г." электроэнергия на заводы не поставлялась, и выплавка в электропечах производится не могла.
Реально производилась только выплавка литейного чугуна в вагранках в крайне небольших обьемах, что вполне обьяснимо, поскольку эти небольшие печи могли работать на остатках минерального топлива и ломе (т.е. тех остатках запасов сырья что остались на заводах).
P.S. Это вообще характерно для источников тех лет, когда даже специалисты среди серьезных цифр и обсуждаемых вопросов периодически вставляли сакральные фразы в стиле известного анекдота: "патроны кончились Василий Иваныч! - Петька - но ты же коммунист! и пулемет застрочил снова..."