Jerard> Таки виноваты Ленинградские власти. За два месяца войны НЕ провести рассредоточение продуктовых складов... их расстреляли или как?
Город размером с Ленинград питается только с колес - в пресловутых Бадаевских складах запас продовольствия был только на несколько дней.
Что впрочем характерно для любого современного города-миллионника.
На 12 сентября 41 года в Ленинграде были следующие запасы основных продуктов питания :
Хлебное зерно и мука – на 35 суток;
Крупа и макароны – на 30 суток;
Мясо и мясопродукты – на 33 дня;
Жиры – 45 суток;
Сахар и кондитерские изделия – на 60 суток.
Т.е. месячный запас.
Про топливо и отопление в частности - в 1941 году в Ленинграде центральное отопление имели только 1648 домов из примерно 40 тысяч. Все остальное отопление было печное (на дровах). Причем в большинстве домов с центральным отопление оное было проведено буквально в последние годы перед войной, и там обычно оставалась целой (недемонтированнной) прежняя печная "инфраструктура".
Так что блокадники сидящие у закопченой печки-буржуйки - это один из устоявшихся мифов - в том смысле, что в подавляющем своем большинстве ленинградцы топили свои обычные "штатные" голландки, и печной способ отопления для них не был какой то неожиданной экстремальной случайностью.
Просто так получилось (по понятным причинам) что большое количество письменных воспоминаний, дневников о блокадной жизни оставила в основном интеллигенция, как раз зачастую жившая в тех самых престижных домах в центре города, где в основном и было центральное отопление.
Притом что существуют немало воспоминаний блокадников где они отмечают свои страдания от голода, но при этом не жалуются на холод - потому что к началу блокады они имели необходимый запас дров.
И в этом была суть проблемы.
Во первых, дрова в Петербурге/Ленинграде с времен его основания всегда были
привозные (в основном с северо-западных областей страны). Во вторых - если речь не шла о казенных зданиях с госснабжением, а о собственном жилье граждан - то обязанность приобретения дров понятно лежала на них самих - т.е. хочешь жить в теплой квартире - берешь кошелек со своими кровными и идешь покупать дрова - в соот. снабженческую организацию или вообще на рынок.
У меня есть отличные воспоминания одного парнишки-блокадника (изданные как водится сейчас крошечным тиражом), где он пишет как его отец (коренной питерец, имея опыт
жизни в городе во время гражданской войны ) узнав о начале войны тут же бросился покупать дрова (и мясные консервы кстати) - причем все соседи крутили пальцем у виска и говорили - мужик, ну нафига тебе дрова в июне месяце??
Так что к моменту установления блокады (первые числа сентября напомню) далеко не все жители и организации успели запастись необходимым запасом дров, а потом уже не было возможности как таковой в связи с отсутствием серьезных лесных ресурсов в городе и пригородах, поэтому было принято решение о централизованной разборке домов на дрова (всего за блокаду разобрали 7 тысяч домов, НЯП это в два раза больше чем разрушили немцы при обстрелах).
Если говорить об топливном балансе энергетики и промышленности Ленинграде, то на 3/4 он состоял опять же из привозного каменного угля (донецкого в основном).
Так что никаких запасов топлива на длительный период тоже в принципе быть не могло.
P.S. Кстати, к слову при царе-батюшке Путиловский завод вообще работал на импортном угле и мазуте
- просто было проще и дешевле привезти их пароходом из Англии, чем тащить через полстраны с Украины и Баку (и когда с началом ПМВ немцы понятно перерезали маршрут по Балтике, то на заводе были очень серьезные организационные и технологические проблемы с переходом на отечественное топливо).