ВВС Индии, считающиеся одними из самых аварийных в мире, за последние три года потеряли 33 самолета и вертолета. По мнению посла России в Индии Александра Кадакина, индийские истребители советского и российского производства часто падают, потому что военные закупают для них контрафактные запчасти.
// lenta.ru
Проклятие аварийности
Россия объяснила причину частых падений индийских истребителей
ВВС Индии, считающиеся одними из самых аварийных в мире, за последние три года потеряли 33 самолета и вертолета. По данным индийских военных, причиной этого являются слабая подготовка пилотов и технические неполадки. У России нашлось свое объяснение. По мнению посла России в Индии Александра Кадакина, индийские истребители советского и российского производства часто падают, потому что военные закупают для них контрафактные запчасти.
 [показать]
Свое мнение российский посол озвучил во время пресс-конференции в Нью-Дели. Журналисты спросили представителя России, что он думает о закупках индийским министерством обороны запчастей для советско-российской техники на мировом рынке. "Это неправильно, поскольку нероссийские запчасти являются поддельными. Вашим 'МиГам' и другим самолетам нужны оригинальные запчасти. А вы закупаетесь у неавторизованных поставщиков и потом удивляетесь, почему ваши самолеты падают", - цитирует ответ Кадакина издание Hindustan Times.
Правда, вдаваться в подробности такого положения вещей российский посол не стал. В частности, он не стал рассказывать, по какой причине Индия закупает запчасти для самолетов и вертолетов российского производства не у России. Кадакин не ударился и в объяснение сложного процесса заказа российских запчастей и комплектующих. А между тем, ряд российских неудач в индийских тендерах на поставку военной техники могут быть связаны именно с этими аспектами военно-технического сотрудничества Москвы и Дели.
Еще в феврале 2011 года директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаил Дмитриев признался, что иностранные покупатели российских вооружений и военной техники предъявляют много претензий к поставляемой продукции. А все дело в том, что еще при СССР недооценивались преимущества ремонта и модернизации поставленной техники, поставки запчастей, инструментов и принадлежностей. "Мы это, к сожалению, унаследовали, и преодолеть это наследие оказалось не так просто", - пояснил Дмитриев.
Ранее индийские ВВС неоднократно жаловались на перебои в поставках запчастей для самолетов-заправщиков Ил-78МКИ. Не имея запчастей и инструментов, чтобы поддерживать самолеты, а также из-за их устаревания ВВС объявили тендер на поставку новых летающих танкеров. В тендере приняли участие европейский концерн Airbus и "Рособоронэкспорт" предложившие военным самолеты-заправщики A330MRTT и Ил-78МКИ соответственно. Победителем тендера индийцы признали европейский самолет, однако вскоре отменили итоги тендера, поскольку министерство финансов Индии сочло стоимость покупки A330MRTT чрезмерно высокой.
Повторный тендер был объявлен в сентябре 2010 года. Его участниками снова стали Ил-78МКИ и A330MRTT. ВВС Индии уже завершили испытания самолетов. В начале 2012 года индийская пресса сообщала, что вероятнее всего военные примут решение о закупке европейских танкеров, поскольку считают их более надежными и дешевыми в эксплуатации.
В настоящее время в Индии проводятся несколько десятков международных тендеров на поставку запчастей и инструментов для советских и российских боевых самолетов и вертолетов. Самыми востребованными комплектующими являются основные стойки шасси для истребителей Су-30МКИ, а также запчасти для истребителей МиГ-29, транспортников и самолетов-заправщиков Ил-76 и Ил-78МКИ и вертолетов Ми-26 и Ми-17. Нередко запчасти для авиатехники закупаются у иностранных компаний без тендеров.
По словам индийских военных, такая практика сложилась, потому что "Рособоронэкспорт" создал множество препон в цепи поставки запчастей и комплектующих. В числе таких препон называются необходимость регулярного заключения дополнительных контрактов и соглашений, предоплата за поставку запчастей и иногда перезаключение договоров. Кроме того, "Рособоронэкспорт" периодически требует пересмотра ценовых параметров уже подписанных соглашений.
В апреле 2011 года источник издания Aviation Week в ВВС Индии рассказал, что "послепродажные взаимоотношения с русскими всегда были ненадежными, но во времена СССР это можно было понять и даже простить". Сейчас же ВВС не хотят тратить время на ожидание поставок запчастей, за которые "ответственность несет сам продавец". В результате перебоев с поставками деталей снижается число полетов индийских самолетов и вертолетов, а значит страдает и боевой потенциал ВВС Индии.
Еще одна беда кроется в том, что ряд авиационных запчастей поставляются в Индию с кириллическими обозначениями, в то время как индийцы размещают заказы на комплектующие, указывая их наименование латиницей. В результате, буква "Х" русского алфавита в индийских заказах на запчасти может превратиться во вполне понятное "Kh" или в непонятную латинскую "X". То же касается русской "В" и латинской "B". Из-за этого может возникать путаница, и индийская сторона получает совсем не то оборудование, которое заказывала.
Некоторые российские компании составляют даже собственные справочники, в которых содержатся возможные варианты написания российской номенклатуры запчастей индийскими заказчиками. Почему при этом кириллическая номенклатура поставляемых за рубеж запчастей не переводится в латиницу (хотя бы с использованием букв, имеющих идентичное написание в русском и латинском алфавитах), не понятно.
Встречается и откровенная недобросовестность российских поставщиков. Например, в 2009 году в Москве были осуждены за мошенничество гендиректор компании "АвиаРемСнаб" Мусаил Исмаилов и замгендиректора "Аэромеханика-Ми" Александр Кутумов. Они пытались поставить некондиционные запчасти для истребителей МиГ-29 Польше.
В феврале 2012 года Дмитриев в интервью газете "Коммерсантъ" рассказал, что России пока удается сохранять "главные преимущества на рынке" вооружений - относительно невысокую цену и "удовлетворительный уровень качества". Однако наметилась тенденция удорожания военной продукции из-за роста стоимости комплектующих. "Это уже не наша сфера. Мы занимаемся экспортом, а не производством и лишь констатируем тревожную ситуацию, поскольку в результате экспортные цены на российские военные изделия тоже ползут вверх", - рассказал Дмитриев, отметив, что такое положение вещей "при существующих проблемах с качеством" отрицательно сказывается на конкурентоспособности российской оборонной продукции.
20 марта 2012 года министерство обороны Индии обнародовало отчет о количестве авиационных происшествий за последние три года. По данным военного ведомства, за последние три года индийские ВВС потеряли 33 самолета и вертолета. В этих происшествиях погиб 31 пилот. Наибольшее количество аварий - 16 происшествий - пришлось на истребители МиГ-21. Кроме того, ВВС потеряли один истребитель Sepecat Jaguar, два Mirage 2000, три Су-30МКИ и десять вертолетов. Основной причиной катастроф министерство обороны назвало плохую подготовку пилотов и технические неисправности.
Производство истребителей МиГ-21, самых аварийных самолетов в ВВС Индии, велось с 1959-го по 1986 год. В настоящее время выпуском копий этого самолета (Chengdu J-7), а также запчастей к ним занимается только Китай. Кроме того, поставками запчастей для МиГ-21 занимаются несколько европейских компаний, которые закупают их у стран - бывших владельцев таких самолетов, а также у Китая. При этом Индия напрямую китайские запчасти не покупает из-за напряженных политических взаимоотношений Дели и Пекина. Но окружным путем китайские запчасти все же могут попадать на индийский рынок, как это ранее, например, произошло в США.
С этой точки зрения посол Кадакин вполне прав. Дело в том, что китайская оборонная промышленность практически в совершенстве овладела копированием чужой техники (в основе китайских самолетов J-7, J-11, H-6, Y-5, Y-7 и Y-8 лежат МиГ-21, Су-27, Ту-16, Ан-2, Ан-24 и Ан-12), но раскрыть технологии производства военной продукции так и не сумела. В результате китайские копии стоят нередко значительно дешевле оригиналов, но при этом отличаются и более коротким межремонтным ресурсом и сроком службы. Впрочем, несмотря на это, о падении J-7 слышно все же гораздо реже, чем о МиГ-21 (правда китайских самолетов и было выпущено в пять раз меньше, чем советских).
Но по большому счету все же в авариях индийских истребителей виноваты сами индийцы. Ведь за обслуживание техники отвечают по большей части индийские компании. Да и тщательную приемку закупаемых запчастей и инструментов пока еще никто не отменял.
мдя..