очему, собственно, Навальный "прикипел" к Кировлесу. Ни о каких реформах самой организации, устройстве дополнительных производств, переработке леса и т.п. Навальный не говорил и не говорит. Его интересовали только собственно ПРОДАЖИ леса.
Почему? Ответ очевиден.
Как коммерсант с большим опытом, могу сказать уверенно - 3-5 процентов с оборота всегда можно "отжать". Особенно, если при этом наплевать на производство, развитие и пр. С учётом оборота Кировлеса с него без особых проблем можно было "снять" не менее миллиона долларов в год, особо не напрягаясь. Навальный с Офицеровым предполагали, как выяснилось в суде, получить не менее 7%.
Это очень много. Для некоммерсантов подчеркну, что речь не о прибыли - речь об ОБОРОТЕ, о всём объёме продаж.
Думаю, им задача казалась простой. Пользуясь связями Навального с губернатором, пустить продажи Кировлеса через свою фирму. Несколько ДЕСЯТКОВ МИЛЛИОНОВ рублей в ГОД за перекладывание бумажек - неплохо, правда?
Что делает Навальный? (Далее все выводы сделаны мной на основе чётко произнесённых в суде фактов)
Всё просто. Он затребует (как советник губернатора) документацию Кировлеса, получая, как бы это сказали на суде в США, инсайдерскую информацию о клиентах Кировлеса и ресурсах Кировлеса. Он требует от Опалева показать ему предприятие, повозить по его подразделениям, что Опалев и делает.
В глазах Опалева Навальный - важная шишка, друг губернатора. А Опалев - вовсе не политик. Просто хозяйственный руководитель государственного предприятия, снять которого для губернатора - раз плюнуть. Сейчас Навальный пытается доказать, что это не так, что официальных полномочий у него не было и т.п. Но это, конечно, ерунда. Все в России отлично знают, что дело не в должностных инструкциях, дело в реальном влиянии. А оно у Навального было, в чём Опалев имел возможность убеждаться неоднократно. В финале - именно тогда, когда его с подачи Навального всё-таки сняли.
Следующий шаг Навального. Он предлагает Опалеву три вещи: помощь в финансировании Кировлеса Администрацией Кировского района, помощь в увеличении сбыта за счёт привлечения новых крупных заказчиков с использованием политических связей Навального и Белыха и, наконец, "учёт личных интересов Опалева". Вообще говоря, в нормальной стране такие штуки уже образуют состав букета серьёзнейших преступлений - но дело происходит в России. Будем реалистами.
Что хочет Навальный? Он хочет, чтобы продукция Кировлес продавалась через якобы учреждаемое то ли Администрацией, то ли Кировлесом и кем-то ещё то ли ОАО, то ли ещё что. Всё очень невнятно, но заманчиво. Перспективы, продажи. Дружба с губернатором. Соответственно будет учтён "личный интерес" Опалева. Пока - метод пряника.
По всем этим причинам Опалев обхаживает Навального, как может. Навальный приводит к Опалеву некоего Офицерова - который и должен заниматься вопросами сбыта. Просит ознакомить его с предприятием. Опалев делат это.
Но пока это всё только болтовня. Когда дело подходит к конкретике, Навальный сообщает Опалеву, что речь пойдёт не о каком-то навороченном ОАО а ля Газпром , а о шарашкиной конторе, фирме-пустышке, только что учреждённой Офицеровым (ООО "ВЛК"). Именно через неё Кировлес должен будет продавать свою продукцию. Пока Опалев согласен. Он даже устраивает через Офицерова дочь своей гражданской жены на работу в эту самую ВЛК.
И заключает с ВЛК договор о реализации продукции Кировлеса. Ответственные сотрудники Кировлеса, возражают - договор для Кировлеса совершенно невыгодный. Но Опалев - директор, решает всё он.
Ключевой момент, внимание! В принципе, тут Опалева можно понять. Таких болтунов, как Навальный с Офицеровым, вокруг любого руководителя всегда полно. Все рисуют светлые перспективы. Разных ООО тоже полно, как и пустых договоров, за которыми в итоге ничего не оказывается. Поэтому я думаю, на этом этапе для Опалева это дело - одно из многих. Возможно - "выстрелит" (всё-таки Навальный - друг губернатора). Поэтому Опалев, как хозяйственник, по-сути прав, заключая такой договор. Явных минусов нет - а перспективы, возможно, имеются. Сотрудникам это, конечно, не объяснишь.
Теперь об устройстве "падчерицы". Можно ли это назвать коррупцией, взяткой? Не знаю. Ситуация, на самом деле, двойственная. Возможно, это просто взятка. Но возможно, что Опалёв, решив попробовать поработать с ВЛК, делает совершенно разумный ход - подсаживает туда "своего" человека. А может - и то, и другое вместе. Мы с вами этого никогда не узнаем - правду знает только сам Опалев.
Итак, ВЛК начинает "коммерческую деятельность". Она (интересно, кто автор?) придумывает потрясающий по наглости ход. Они говорят Опалеву так: "Чтобы завоевать доверие НОВЫХ клиентов, нам нужно им показать, что ВЛК - фирма серьёзная, с солидной клиентской базой. Поэтому надо убедить часть СТАРЫХ клиентов Кировлеса заключить договора на покупку леса через ВЛК!".
На месте Опалева я бы послал Навального на этом этапе нахер. И написал бы докладную руководству (вплоть до губернатора) с просьбой дать разъяснения, как мне следует поступить. Но Опалев так не сделал.
Он сделал ошибку, которая оказалась для него роковой. Поверив в "светлые перспективы", он пошёл на поводу у Навального и уговорил часть клиентов Кировлеса работать с Кировлесом через ВЛК. Взял ли он взятку? Никаких доказательств того нет. Думаю, это была обычная глупость в сочетании с жадностью "красного директора". Дело в том, что хозяйственники типа Опалева действительно теряют рассудок, когда им говорят, что им "обеспечат сбыт и загрузку предприятия" - кто из читателей имеет такой опыт общения, сейчас уже улыбается, кто не имеет - поверьте на слово. Почему так - отдельный разговор.
Навальный немедленно делает следующий шаг.
Он давит на Опалева с тем, чтобы ВСЕ продажи Кировлеса шли через ВЛК.
Подчеркну - всем известную в Кировлесе "шарашкину контору", которую какой-то проходимец Офицеров только что у всех на глазах создал на пустом месте с помощью того же Кировлеса!
В Кировлесе возмущаются все. В нём ДЕСЯТКИ лесхозов, которые на местах всегда продавали лес сами. И это, кстати говоря, естественно - Вятская губерния, дремучий лес, просёлки, грязь. А тут руководителям лесхозов на полном серьёзе предлагается отправлять своих покупателей для покупки древесины в какую-то левую контору в Кирове!
Помимо линейных руководителей возмущены администраторы. Им не нравится договор с ВЛК, им не нравится, что ВЛК не ГАРАНТИРУЕТ вообще ничего, но требует ВСЁ.
Опалев вынужден давить. Он бы укрепил свои позиции, если бы действительно получил новые рынки сбыта, как обещал Навальный.
Но ничего этого нет и в помине.
И вот тут Навальный начинает "показывать зубы". Он начинает давить - руководители лесхозов обвиняются им в воровстве. Якобы они продают лес "налево" за наличные. Надо полагать, продажи в ВЛК - это не "налево"! Потрясающе, конечно. Борец с левыми продажами. Прямо по Пушкину:
...
К тому же ВЛК начинает создавать Опалеву проблемы. ВЛК берёт деньги у клиентов, но не торопится переводить их Кировлесу. Всё это видно многим сотрудникам Кировлеса. Для сотрудников Кировлеса ВЛК - протеже Опалева. Дело начинает нехорошо пахнуть.
Опалев пытается спустить дело на тормозах. Он прекращает оказывать Офицерову и Навальному помощь, видимо, рассчитывая, что проблема рассосётся сама собой. Не тут то было. Он не знает, с кем связался! Риторику Навального мы теперь знаем все - но тогда-то это было внове. Навальный устраивает скандалы с публичными обвинениями и т.п. Кончается всё снятием Опалева.
С ВЛК ещё проще. По полной коммерческой бездарности Офицерова (кстати, посмотрите на его лицо - в данном случае всё видно сразу) и Навального ВЛК сдохла, оставшись перед Кировлесом в некоторых долгах.
Вот, собственно, и всё.
Поэтому, оценивая процесс, поведение сторон - можете оценивать, уже зная, что там происходило на самом деле.