Руководитель Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов получил на днях письмо ГУВД Москвы, подписанное первым заместителем начальника ГУВД Москвы генерал-майором Александром Ивановым. Ректору настоятельно рекомендовали избавиться от четверых неблагонадежных в политическом смысле студентов. Проявлением этой самой неблагонадежности, на взгляд милиционеров, стало участие молодых людей в прошлогоднем декабрьском марше несогласных под эгидой «Другой России».
Самый характерный пассаж документа: «Проведение несанкционированных массовых акций является одним из видов экстремистской деятельности, имеет высокую степень общественной опасности и требует от правоохранительных органов адекватных мер реагирования». ГУВД попросило «рассмотреть вопрос об устранении обстоятельств, способствующих совершению правонарушений» и «целесообразности дальнейшего обучения указанных лиц». После чего известить правоохранителей о принятых мерах.
Это еще не все. Руководство двух факультетов, прикладной политологии и экономики, обязали ответить на запрос об «экстремистах», а самим нарушителям предписано написать объяснительные записки. Имена «указанных лиц» в письме были перечислены.
В пресс-центре ВШЭ корреспонденту ответили: имена «указанных лиц» разглашению не подлежат. Текст письма представить отказались, сославшись на запрет руководства. Вчера было принято решение – официальный ответ будет сформулирован на заседании специальной комиссии, образованной по такому случаю, скорее всего – 4 февраля.
Однако накануне Кузьминов уже прокомментировал случившееся в эфире радиостанции «Эхо Москвы». А проректор ВШЭ Татьяна Четвернина в беседе с корреспондентом «НГ» отметила: «Из милиции к нам пришло письмо вроде как рекомендательное. Они, конечно, вправе рекомендовать то, что считают нужным. Ровно так же как вуз вправе принимать решения в соответствии с действующим законодательством на территории Высшей школы экономики. А именно: если студенты принимают участие в митингах и шествиях и если это не нарушает закон, то это личное дело этих студентов. Мы живем в свободной стране, и у нас есть действующая Конституция. Если они нарушили закон, то вуз будет рассматривать этот вопрос. Но, наверное, этот вопрос связан не столько с отчислением, сколько с нарушением правопорядка. Но участие в шествиях не имеет отношения к учебе».
Ярослав Кузьминов вчера оказался недоступен для комментариев. В ГУВД предложили отправить факс с запросом – и тогда, возможно, через несколько дней газета получит ответ.
Насколько обоснованными выглядят «рекомендации» ГУВД с точки зрения закона? В интервью «НГ» член Московской городской коллегии адвокатов Олег Щербаков сообщил: «Если студент так или иначе провинился – пожалуйста, привлекайте его к административной ответственности. В конце концов к уголовной. Если он замешан в массовых беспорядках или причинении вреда кому-то – вчиняйте ему иск о возмещении этого вреда. Но отчислять его – с какой такой стати?»
Ситуация живо напомнила Щербакову советские времена: «Тогда отчисляли студентов за чтение «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова, и никто не возражал - это считалось «распространением антисоветской литературы». Наказанный понимал, пояснил эксперт, что он живет в жестко идеологизированной политической системе. Но у нас-то сегодня идеологии вообще нет! Мы все время жалуемся на ее отсутствие! Она просто не выработана! Так извините, какую же идеологию исповедовали эти студенты, что она кого-то не устроила? У нас ведь сегодня даже фашистам разрешают ходить по улицам! И никто их не отчисляет... Очевидно, они не являются неблагонадежными с точки зрения власти».