Путин объявил Януковичу газовую «войну на объединение» Руководство «Газпрома» приняло решение окончательно перекрыть финансовый «кислород» НАК «Нафтогаз…
// nyka-huldra.livejournal.com
Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов полагает, что отказавшись от практики авансовых выплат за транзит, руководство российского газового концерна пошло ва-банк. Причем, делает это по прямому указанию Владимира Путина.
- Директива сформулирована по формуле военного времени: «Пленных не брать»! «Газпром» получил карт-бланш на то, чтобы применять против Украины самые жесткие меры».
«СП»: - Насколько они окажутся действенными?
- Это назревшая мера. Оценка экономического состояния «Нафтогаза» показывает, что эта компания не способна без авансовых платежей закупить необходимые объемы газа в хранилища. «Газпром» можно понять. Российский поставщик (и Россия в целом, потому что такие решения согласовывались с Путиным) многие годы шел на уступки украинской стороне. Мы осуществляли авансовые платежи, предоставляли кредиты и т.д. В свою очередь, Киев не спешил выполнять собственные обязательства. Вспомним историю, когда «Нафтогаз» отказался полностью выбирать законтрактованные объемы российского газа без оплаты штрафных санкций. Более того, украинские власти пытались поставить под сомнение правомочность заключенных с Россией газовых соглашений. Что, согласитесь, уже выходило за любые допустимые рамки. В ответ на серию вызывающих демаршей Москве тоже решила проявить жесткость.
«СП»: - И все же целеполагание «придушить» «Нафтогаз» вряд ли может быть определяющим
- Украине сделано четкое и выгодное предложение: «Пустите «Газпром» в акционерный капитал украинской ГТС и взамен получите двукратное снижение цен на газ». Предложенная цена в $220 за тысячу кубов - это фактически внутрироссийская цена плюс стоимость транспортировки. То есть - фантастически выгодные условия. Белоруссия согласилась на такую же схему. Сегодня «Газпром» это 100% владелец «Белтрансгаза» (сейчас, правда, эта компания называется ОАО «Газпромтрансгаз-Беларусь»). И сегодня Минск приобретает наш газ по цене около $200 за тысячу кубометров. Что ровно в два раза ниже среднеевропейской. Спрашивается, что еще нужно Киеву?
Директор Украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов напоминает, что авансовые платежи никогда не были предметом официальных договоренностей. Такую практику можно расценивать как жест доброй воли со стороны России.
Впрочем, это был вполне прагматичный ход. Москва желала подстраховаться от возможных проблем с прокачкой газа в Европу через территорию Украины. Чтобы выглядеть добросовестным и ответственным поставщиком в глазах европейских потребителей. Сегодня, когда Украина сократила объемы транзита российского газа через свою территорию, а Россия запустила целый ряд альтернативных маршрутов и намерена строить очередной, зависимость от украинской ГТС объективно снизилась.
«СП»: - При этом власти Украины продолжают незаконно присваивать российское топливо
- Да, только теперь это не открытое воровство, а завуалированное. Под видом «виртуальных» реверсных поставок российского газа из Европы. «Газпром» считает эту схему мошенничеством. «Нафтогаз» закупает якобы более дешевый газ у европейцев. Причем, делает это весьма оригинальным способом. Когда российский газ, который предназначается для Европы, по сути дела, не покидает Украину. После чего путем нехитрых финансовых комбинаций этот газ переписывается на европейских потребителей. Затем Украина приобретает с небольшим дисконтом тот же российский газ.
Юристы «Газпрома» планируют оспорить эту практику в судебных инстанциях. На фоне столь недружественных акций говорить, что Россия обязана соблюдать прежние неформальные договоренности, не приходится. В такой ситуации Украине предстоит самой озаботиться поиском средств для заполнения ПХГ.
«СП»: - Почему команда Януковича упорно отвергает российские компромиссные предложения?
- По большому счету, президент Украины уже готов пойти на заключение соглашения о создании газотранспортного консорциума. Однако, по мере того как Россия запускала альтернативные проекты, стоимость украинской ГТС неуклонно снижалась. И те отступные, на которые сегодня рассчитывает Украина, выглядят нереалистично. В итоге речь идет уже не столько о судьбе украинской ГТС, сколько о политических договоренностях более высокого уровня. А именно: о вовлечении страны в интеграционные проекты на постсоветском пространстве.
В частности, о полноценном вступлении Киева в Таможенный Союз. Если говорить в целом, то речь идет о выборе пророссийского вектора интеграционного развития. Подобное самоопределение тем более актуально в свете приближающейся даты. Когда, не исключено, Украина подпишет соглашение о зоне свободной торговли с ЕС. Что, естественно, очень болезненно будет воспринято в России.
До сих пор Москва и Киев так или иначе приходили к компромиссу в газовой сфере. И сегодня есть много вариантов договориться. Например, если Украина откажется от виртуальных поставок российского газа. Тогда негласная договоренность по поводу авансовых платежей может быть восстановлена. Наконец, Россия может предложить, чтобы Европа совместно с нами приняла участие в авансовых платежах Киеву. Хотя, скорее всего, в ЕС предпочтут отказаться от столь «почетной миссии». Тем не менее, Москве стоит озвучить и эту инициативу.