Вопрос ведь не в конкретном парке и даже не в экологии, а в том, что это еще один шаг по превращению Турцию Ататюрка в такую… Россию Путина, только с имами вместо попов. Парк стал лишь символом, знаменем, вокруг которого собрались все европейские силы, всё европейское общество Турции — и Эрдоган внезапно увидел, что вместо армии в Турции появилась новая европейская сила. Турецкая нация. Именно поэтому сам факт того, что без всякой армии самые обычные мирные люди вышли и сказали «Нет!» мракобесу и тирану уже стал поражением Эрдогана, строившего всю свою риторику на том, что Турция целиком состоит из «Стамбулвагонзавода».
С отрядом флотских товарищ Троцкий. Нас поведет в последний бой. Мы раздуваем пожар мировой, Церкви и тюрьмы сравняем с землей, Ведь от тайги до британских морей..
Местные СМИ сообщают о ещё одном - втором - погибшем в ходе беспорядков. Причина смерти - огнестрельное ранение. Всего же за несколько дней столкновений пострадали более 3 тысяч человек. Пытаясь взять ситуацию под контроль, полиция делает ставку на слезоточивый газ, но пыл демонстрантов это охлаждает лишь временно.
Десятки пострадавших, надышавшихся газом, врываются в отели как в последнее укрытие. Их не гонят, врачи оказывают помощь прямо в холле. Многим требуется госпитализация.
Столкновения продолжаются, каждые несколько минут слышны громкие хлопки - это полиция взрывает газовые шашки, не позволяя протестующим перейти в наступление. Концентрация газа вокруг высока настолько, что медики просят людей не пить воду: реакцией организма может стать временный паралич.
Сотни митингующих расходятся по домам, но тысячи остаются. Многие в импровизированных лагерях отдыха, кому-то даже удается поспать, несмотря на постоянно витающий в воздухе запах газа.
Они уже привыкли к нему и даже не всегда надевают маски - на противогазы у большинства митингующих денег нет. Зато есть на вино, которое "скрасило" ожидание многим из тех, кто провел эту ночь на Таксиме.
"Мы молодые, конечно, мы хотим развлекаться. Но все, что мы делаем здесь, делается в знак протеста против политики правящей партии. Даже если кто-то пьет спиртное, это он протестует!" - утверждает участник протестов Уткуз Атерал.
Сегодня, пожалуй, впервые за последние 4 дня протестующие отступили под напором полиции. Однако так считают далеко не все. Многие, несмотря ни на что, не собираются сдаваться.
"Тут много провокаторов, но мы победим! Правительство Эрдогана многие годы ущемляет наши права. Поэтому мы и боремся за них так отчаянно" - говорит участник протестов Уур Джан.
Сам премьер-министр Реджеп Эрдоган демонстрирует гроссмейстерское спокойствие. В разгар беспорядков он не стал отменять запланированные визиты и вылетел в турне по Северной Африке. Эрдоган дал понять, что считает протесты локальным и временным явлением.
"Ситуация уже стала намного спокойнее, и, похоже, здравый смысл восторжествовал. Я думаю, скоро всё наладится, ведь демонстрации проходят не во всей Турции, а только в нескольких крупных городах", - заявил премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган.
Однако в этот список уже попали населенные пункты из курортной зоны. В интернете есть кадры из Измира, где люди пытаются укрыться от слезоточивого газа. Свидетели сцены, отмечали: полиция поступает неоправданно жестоко.
Сегодня в Турции начинается двухдневная забастовка госслужащих. В какой форме она будет проходить и каковы требования участников, догадаться несложно.
Смотрите оригинал материала на Обстановка в Турции накаляется с каждым часом - Первый канал
Из Турции минувшей ночью и ранним утром вновь приходили сообщения о массовых беспорядках (ФОТО). Причем чуть ли не из всех крупных городов — от Стамбула до Анкары и Измира. В столице демонстранты пытались взять штурмом офис премьер-министра Эрдогана. Его отставка — одно из главных требований митингующих. Полиция действовала жестко. Сообщается о двух погибших, раненых уже более трех тысяч.
Взять Таксим этой ночью полиция даже не пыталась, обстановку оценивали с воздуха, с вертолета. К вечеру после работы на площадь устремились десятки тысяч людей. Парк Гези – под контролем оппозиции, баррикады надежно укреплены — сюда с набережной приносят раненых, здесь волонтеры раздают воду, медицинские маски.
За последним рубежом обороны – площадь Таксим, и рядом – премьерский дворец, оттуда пахнет газом. Самые серьезные столкновения — в районе Бешикташ, у тоннеля, что ведет на набережную и к резиденции премьера.
Полиция снова использует водометы и слезоточивый газ. Пытаясь держать толпу на расстоянии, стреляет пластмассовыми пулями. Пострадавших даже приблизительно сложно посчитать — официальной информации нет. Говорят о 1100 задержанных и 50 раненых. Но это только в Стамбуле. Бои с полицией шли во всех крупных городах.
Центр Анкары. Отсюда пришли новости о 500 задержанных и 400 раненых. Все те же лозунги: "Эрдогана — в отставку!", "Эрдоган – диктатор!", "Мы не хотим исламизации, верните светское государство". Сам премьер спустя пять дней не замечать протесты уже не может.
C каждым днем людей на улицах все больше. Столкновения продолжаются в курортных городах, где только открылся туристический сезон — в Измире, в Бодруме, в Анталье. Но все внимание, конечно, к Стамбулу: на улицы выходят под флагами с изображением Ататюрка, с открытыми лицами. Оппозицию, которая пытается наладить координацию через Twitter и Facebook, поддерживают хакеры, взламывая официальные турецкие сайты. На стороне протестующих водители такси, скорые; владельцы кафе вокруг площади Таксим работают почти круглосуточно, предоставляя укрытие от газа, раздавая воду. Это только начало недели. Оппозиция начала готовиться к выходным. На баррикадах обещают, что у них будет, чем ответить полиции.
Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, находящийся у власти с 2002 года, ранее был союзником президента Сирии Башара Асада. Однако их отношения испортились после того, как сирийские власти в марте 2011 года начали жестоко подавлять мирные протесты населения, что в результате привело к гражданской войне.
Сейчас Турция оказывает поддержку противникам Асада и призывает его к отставке. Через территорию страны повстанцы, воюющие на севере Сирии, получают оружие.
Но солдаты часто помогали протестующим, давали им противогазы. Несколько раз солдаты даже вступали в словесные перепалки с полицией.