"Сокращения, проведенные за последние годы, не слишком впечатляют,— заявил эксперт Федерации американских ученых Ханс Кристенсен.— Начиная с февраля 2011 года две ведущие ядерные державы мира, общий арсенал которых насчитывает (по оценкам экспертов.— "Ъ") почти 10 тыс. боезарядов, смогли сократить лишь 203 боеголовки". США сняли с боевых позиций всего 14 баллистических ракет и 68 боеголовок. При этом как минимум 14 из этих боеголовок — "условные", входящие в боевой арсенал бомбардировщиков B-52G, которые в последние годы ВВС США и так уже не используются в качестве носителя ядерного оружия. Тем не менее эти бомбардировщики входят в перечень вооружений, оговоренных соглашением СНВ.
С сентября 2012 года РФ сократила число боеголовок лишь на 19 единиц. Как считают американские эксперты, столь малое число не позволяет судить, связано ли сокращение с обычным выводом устаревшего оружия, или речь идет о зарядах, размещенных на подводных лодках, которые периодически ставятся в ремонт. Одновременно Россия увеличила общее число средств доставки: по сравнению с февралем 2011 года оно возросло на 35 единиц. Правда, большая их часть (308) находится в хранилищах.
Беспокойство экспертов вызывает заметное преимущество США по числу развернутых носителей. "Разница составляет 300 единиц,— напоминает Ханс Кристенсен.— И это неравенство заставляет Россию размещать все большее число боеголовок на каждой ракете и выступать с заявлениями о возможном выходе из договора СНВ".
Подробнее: Ъ-Газета - Договор СНВ перевели на летнее время
Герасимов заявил, что Россия будет сокращать свои стратегические наступательные вооружения только будучи уверенной, что для ее ядерных сил отсутствует угроза ПРО США. Также, по его словам, Россия не может пойти по пути сокращения только СНВ, без ограничения числа неядерных высокоточных вооружений. Вдобавок генерал потребовал, чтобы и другие члены ядерного клуба, а не только РФ и США, обязались не наращивать свой ядерный потенциал.
Иванов, со своей стороны, отметил, что Россия не ищет никаких преимуществ, ей нужны лишь твердые юридические гарантии безопасности. Во-первых, гарантии того, что ПРО в Европе не будет подрывать российский стратегический потенциал. Во-вторых, - что такая система обороны будет защищать от возможных атак только со стороны государств, находящихся вне евроатлантического пространства.
18 сентября 1958 г. Советский Союз внес на рассмотрение 14-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН предложения о всеобщем и полном разоружении, в том числе и в области вооруженных сил и обычных вооружений; в ходе их обсуждения был разработан совместный советско-американский проект резолюции (принята в ноябре 1959 г..), однако переговоры по практическому осуществлению этой резолюции были заведены в тупик западными державами.