Реклама Google — средство выживания форумов :)
В случае отказа Москвы Вашингтон планирует начать сокращение вооружения в одностороннем порядке.
В случае отказа Москвы Вашингтон планирует начать сокращение вооружения в одностороннем порядке.
В общей сложности ядерный арсенал Китая оценивается примерно в 200–240 боеголовок, что делает его, а не Францию третьей ядерной державой после США и РФ в зависимости от точности имеющихся неофициальных оценок. Китайские ядерные боезаряды относят в основном к термоядерному классу с диапазоном мощности 200 кт – 3,3 Мт.
Несомненно, экономический и технический потенциал КНР позволяет осуществить быстрое наращивание ракетно-ядерных вооружений и за 10–15 лет с момента принятия решения создать СЯС, сопоставимые в количественном отношении с силами США и России. Впрочем, нельзя исключать, что такой статус Китай имеет не потенциально, а вполне реально и зарубежные оценки нынешних сил КНР абсолютно ошибочны. В прессе периодически появляются сведения о построенных и строящихся в Китае огромных тоннелях, общая протяженность которых оценивается примерно в 5000 километров. Интересно, что строительство ведется силами Второго артиллерийского корпуса, ответственного за стратегические силы наземного базирования (вроде российских РВСН). Эти тоннели непомерно велики для хранения ядерных боеголовок, которые, по одной из полуофициальных версий, якобы должны быть пристыкованы к ракетам после ядерного удара противника. Скорее всего по своим габаритам тоннели могут предназначаться для скрытного базирования резервных наземно-мобильных ракет, иначе таким исполинским сооружениям просто нет объяснения. По различным оценкам, в том числе Разведывательного управления Министерства обороны США, к настоящему моменту Китай может иметь от 1000 до 3500 резервных ядерных боезарядов и многие сотни запасных ракет, скрытых в тоннелях.
Если эти оценки хоть в какой-то мере отвечают действительности, то уникальный китайский вариант потенциала ответного удара предстает совершенно в ином свете и может считаться вполне дееспособным. Но также по-другому выглядят истинные мотивы информационной закрытости китайских ядерных сил, как и причины нежелания участвовать в процессе ограничения ядерных вооружений. Они прикрывают не «слабость» и «малочисленность», а огромную избыточность ядерного потенциала КНР. А 130–140 ракет, которые зарубежные эксперты считают на поверхности, – это лишь надводная часть стратегического «айсберга» КНР.
,Вашингтон планирует начать сокращение вооружения в одностороннем порядке.
Об успешных ядерных испытаниях правительство Северной Кореи официально объявило днем 12 февраля. Совет Безопасности ООН категорически осудил КНДР и заявил, что начнет немедленно разрабатывать новые меры против Пхеньяна. МИД России расценил действия КНДР как «нарушение соответствующих резолюций Совета безопасности ООН».
Военные аналитики подчеркивают зловещий потенциал туннелей, и экспертам, осуществляющим контроль над вооружениями, невозможно оценить то, что в настоящее время неизвестно. И именно в отношении 3000-мильных туннелей не прекращаются дебаты.
Карбер не скрывает озабоченности. «Я вижу эти очень, очень большие тоннели, и они имеют смысл только для грунтовых мобильных установок МБР», - сказал он, используя аббревиатуру для межконтинентальных баллистических ракет.
«Это не просто несколько ракет в установках, или просто обычные передвижения, это нечто совершенно другое, - сказал он о туннелях. - Они больше, они предназначены для комплексной загрузки, у них в режиме реального времени и командование, и управление, у них есть очень продвинутые технологии, и они гораздо больше обычного размера».
Печально известная непрозрачность Пекина не проливает никакого света на этот вопрос. Ни один наблюдатель не знает, сколько ядерного оружия есть у режима, и, может быть, существование туннелей делает практически невозможным, узнать это наверняка.
Такое отсутствие уверенности приносит дипломатические и политические последствия, как считает Кристофер Форд, директор Центра по технологиям и глобальной безопасности в Институте Хадсона.
Карбер считает, что вся дискуссия говорит о том, как мало мы знаем о китайской ядерной стратегии. «Прогнозы, основанные на американских ожиданиях того, что является разумным, не могут быть мудрыми», - указал он в телефонном интервью.
После окончания холодной войны Соединённые Штаты и Россия сократили свои ядерные арсеналы. Идея того, что Китай наращивает свои ядерные усилия, одна из интерпретаций «туннельного» вопроса, может усложнить этот процесс, считает он.
«Есть множество вопросов, которые чрезвычайно осложняются такого рода непонятными вещами, - сказал Форд. - Это тревожные данные усложняют дело там, где можно было бы не наращивать противостояние».