Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев считает, что история юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского является политизированным вымыслом. По мнению премьера, главное в этом деле – разобраться в причине его смерти в тюрьме.
// www.kommersant.ru
«Он был корпоративным юристом или бухгалтером и отстаивал интересы людей, которые его наняли. Он не борец за правду. Тем не менее, его, естественно, жалко, потому что он скончался в тюрьме», — сказал Дмитрий Медведев в интервью телеканалу Bloomberg TV. «Это происходит, к сожалению, в разных государствах — люди умирают в тюрьмах», — продолжил премьер.
подробнее [показать]
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев считает, что история юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского является политизированным вымыслом. По мнению премьера, главное в этом деле – разобраться в причине его смерти в тюрьме.
«Он был корпоративным юристом или бухгалтером и отстаивал интересы людей, которые его наняли. Он не борец за правду. Тем не менее, его, естественно, жалко, потому что он скончался в тюрьме», — сказал Дмитрий Медведев в интервью телеканалу Bloomberg TV. «Это происходит, к сожалению, в разных государствах — люди умирают в тюрьмах», — продолжил премьер.
По его словам, очень важной задачей государства является расследование причин смерти Сергея Магнитского. «Все остальное - это политизированный вымысел отдельных граждан, часть из которых, в том числе крутится и в Давосе, для того, чтобы оправдать собственные коммерческие операции на территории России», — считает Дмитрий Медведев. Вместе с тем, по словам главы правительства, речь идет не о том, чтобы посмертно осудить кого-то, так как нет субъекта права и преступления.
Что случилось с Сергеем Магнитским в СИЗО
Аудитор фонда Hermitage Capital Сергей Магнитский, обвинявшийся в уклонении от уплаты налогов, скончался в СИЗО «Матросская тишина» 16 ноября 2009 года, пробыв в заключении почти год. При этом большую часть своего заключения господин Магнитский провел в СИЗО «Бутырка». Согласно выводам следствия, выяснявшего обстоятельства гибели экономиста, он не раз обращался к медикам изолятора и администрации с жалобами на плохое самочувствие, но адекватной помощи так и не получил. В результате его состояние резко ухудшилось, и арестованного из «Бутырки» перевезли на лечение в клинику СИЗО «Матросская Тишина», где он скончался в палате интенсивной терапии от вторичной дисметаболической кардиомиопатии, протекавшей на фоне сахарного диабета и хронического активного гепатита. По данным следствия, арестованному не было назначено своевременное лечение и не была проведена адекватная терапия, что и «лишило Магнитского шанса на благоприятный исход». Коллеги погибшего юриста настаивают на том, что обвинения, из-за которых он был арестован, были сфабрикованы.
Как развивалось дело Магнитского
История вопроса
В мае 2007 года главное следственное управление при ГУВД Москвы возбудило дела в отношении ряда компаний фонда Hermitage Capital по обвинению в уклонении от уплаты налогов. В ответ руководство фонда объявило, что "вымышленные налоговые претензии" были использованы сотрудниками МВД для оправдания обысков и выемки учредительных документов трех ООО — "Риленд", "Парфенион" и "Махаон", которые затем были перерегистрированы на других лиц. Юрист фонда Hermitage Capital Сергей Магнитский заявил, что в декабре 2007 года новые владельцы этих фирм обратились в налоговую инспекцию N28 с просьбой вернуть им 5,4 млрд руб. налога на прибыль, что и было сделано. В феврале 2008 года по показаниям Сергея Магнитского завели уголовное дело, однако к октябрю оно было закрыто.
В апреле 2008 года заочные обвинения в уклонении от уплаты налогов предъявлены главе Hermitage Уильяму Браудеру, управляющему отделением фонда в России Ивану Черкасову (оба скрылись в Великобритании). 26 ноября того же года по этому делу арестован Сергей Магнитский, которого следствие назвало "автором криминальной схемы". Он несколько месяцев провел в Бутырке, а 16 ноября 2009 года умер в больнице СИЗО "Матросская Тишина", куда был доставлен с острой болью в животе. В декабре 2009 года уволены более 20 руководителей ФСИН, в том числе начальник Бутырки Дмитрий Комнов. Кроме того, в связи со смертью Магнитского к уголовной ответственности привлечен заместитель начальника Бутырки по лечебно-профилактической работе Дмитрий Кратов. Дело против самого Магнитского было закрыто "по нереабилитирующим обстоятельствам", однако по просьбе его родственников вскоре вновь возобновлено.
23 ноября 2009 года Уильям Браудер в интервью The New Times заявил, что преследование Сергея Магнитского было организовано в качестве мести за его показания о причастности ряда сотрудников МВД к хищению бюджетных средств.
26 апреля 2010 года глава Хельсинкской комиссии Конгресса США Бенджамин Кардин обратился к госсекретарю Хиллари Клинтон с требованием запретить въезд в страну 60 россиянам — работникам МВД, СКР, ФСИН, ФСКН, прокурорам и судьям, причастным, по его мнению, к смерти Сергея Магнитского. Сам список был опубликован на сайте Хельсинкской комиссии. 16 ноября 2012 года законопроект о "списке Магнитского" приняла палата представителей, а 6 декабря — Сенат США.
13 ноября 2012 года дело по обвинению Магнитского в уклонении от уплаты налогов было направлено в Генпрокуратуру, которая 28 ноября утвердила по нему обвинительное заключение.
Что говорили о деле Магнитского
Владимир Путин (на пресс-конференции 20 декабря 2012 года): «Вот погиб человек, уже ставший известным, господин Магнитский в тюрьме умер. Трагедия, конечно, мы сожалеем об этом. А что, у них в тюрьмах никто не умирает, что ли? Может быть, даже больше, чем в наших. А в европейских тюрьмах? А в самих Штатах? Слушайте, уже восемь лет Гуантанамо не закрывается, без суда и следствия людей там содержат, как в Средневековье, в кандалах ходят, в цепях! Люди, которые открывают секретные тюрьмы, легализовали пытки при осуществлении расследования! И вот эти люди сейчас указывают нам на какие-то наши недостатки! Еще следствие не закончилось, еще непонятно, кто там виноват, кто прав, какая там ситуация».
Основатель и генеральный директор Hermitage Capital Management Уильям Браудер в своей статье «Сергей Магнитский и власть закона в России» для The Wall Street Journal: «Мой российский бизнес был уничтожен действиями государства, но эта история не о бизнесе и деньгах. Она о человеческой цене коррупции и, особенно, о трагедии Сергея Магнитского, внештатного юриста, работавшего на Hermitage в Москве. Сергей выявил налоговое мошенничество на $230 млн, совершенное высокопоставленными чиновниками российского правительства, дал показания против этих чиновников, был арестован, эти чиновники его систематически пытали, стремясь заставить его отказаться от показаний, ему не давали спать, лишали пищи и чистой воды, сажали в ледяные камеры без окон, он серьезно заболел, ему неоднократно отказывали в медицинской помощи. В конце концов воля Сергея оказалась сильнее, чем его тело, и он скончался в заключении, в одиночестве, на полу изолятора, в возрасте 37 лет, оставив жену и двоих детей». Такова, по словам Уильяма Браудера, «реальность за "привлекательным инвестиционным климатом", который пытаются изобразить высокопоставленные российские чиновники вроде господина Сечина: невинный человек арестован по ложному обвинению, изолирован от семьи на целый год и замучен до смерти за раскрытие государственной коррупции».
Заместитель госсекретаря США Уильям Бернс: «США, как на официально уровне, так и в частных беседах, ясно выражали озабоченность по поводу этого дела. Мы с моими коллегами встречались с матерью Сергея Магнитского и другими людьми, имеющими отношение к произошедшему. И мы по-прежнему считаем, что тщательное расследование данного дела очень важно. Дело Магнитского остается предметом озабоченности для США».
Еврокомиссия ЕС: «Трагическая смерть Сергея Магнитского в СИЗО вызывает серьезную обеспокоенность в Европейском союзе. Мы внимательно следим за этим делом».