Militarist>> ...но факты - упрямая вещь. Сирия располагала мощной системой ПВО и тоже была начеку. Но ей это не помогло.
Sergofan> Вот-вот, давайте о фактах и "мощной ПВО" Сирии. Спрашиваю вас в 125-й раз. Какие такие средства ПВО не помогли защитить что-то непонятное в сирийской пустыне. По ПВО Ирана я привел факты. Хотя лучше их назвать информацией из открытых источников. Ваша очередь.
Вот же сам отлично знаешь какие средства, но обязательно хочешь загрузить меня. Ладно, отвечу, но коротко. Пол-сотни модернизированных ЗРК С-200 и две сотни Квадратов в сочетании с полусотней модернизированных МиГ-29А, 30 МиГ-25П и не менее полусотни МиГ-23МЛД. Хотя всё это маленько устарело, но продолжает быть достаточно опасным и чтобы полностью нейтрализовать всё это добро надо иметь очень продвинутую технику.
Militarist>> Не буду уже вспоминать более ранние примеры.
Sergofan> Не стесняйтесь, приводите.
Ну что ж, не буду стесняться. Приведу кое-что.
16 апреля 2001г. – в ответ на атаки «Хизбаллы» F-16 ВВС Израиля уничтожают сирийскую РЛС на территории Ливана, в 30 км к северо-востоку от Бейрута.
1 июля 2001г. – в ответ на новые атаки «Хизбаллы» «Фантомы» ВВС Израиля уничтожают 2 сирийские РЛС на территории Ливана, в 60 км к северо-востоку от Бейрута.
5 октября 2003г. – в ответ на теракт, осуществлённый в Хайфе боевиком «Исламского Джихада», F-16 ВВС Израиля наносят удар по тренировочной базе палестинских террористов (в т.ч. «Исламского Джихада») в Сирии, 15 км к северо-западу от Дамаска – первый удар по территории Сирии с 1974 г.
Во всех этих случаях ВВС Израиля беспрепятственно нанесли удары по сирийским военным объектам, в первую очередь - РЛС.
Militarist>> То, что персы производят радары, это в плюс им, но гораздо важнее какие именно это радары.
Sergofan> Сначала шли поделки типа П-12 и П-18, потом на их основе более сложные системы, сейчас к серьезным ФАР подбираются. Плюс закупки в России и Китае. Бистатической локацией балуются. что далеко не всем под силу.
Ну а насчет Ирана требуется ответ посерьезней. Приведу цитаты.
После падения ливийского режима и физического уничтожения его лидера все внимание мировых СМИ, экспертов и политологов переключилось на новый объект интересов Запада – Иран. Американская демократия, расправившись с очередным неугодным правительством, продолжает реализовывать свои растущие нефтяные аппетиты в Юго-Западной Азии, нацелившись на Иран. Уж больно лакомый кусочек – этот Иран! [...]
// army-news.ru
Иранский «зонтик» ПВО требует срочного обновления.
А.Д.ГАВРИЛОВ – генерал-лейтенант, доктор военных наук, профессор, эксперт Ассоциации военных политологов, oborona.ru/
17.07.2012
 [показать]Сегодня ни одна страна мира не может себе позволить построение системы ПВО, способной надежно, без провалов в зонах поражения, с высокой плотностью воздействия по воздушному противнику обеспечить защиту отдельных важных объектов, не говоря уже о защите всей территории страны.
(Очень важная преамбула, которая, само-собой и в большой степени, относится и к Ирану в первую очередь)
Имеющиеся в открытой печати данные свидетельствуют о наличии в системе управления ПВО Ирана ряда проблем, требующих безотлагательного решения.
Во-первых, на оснащении КП (ПУ) стоят устаревшие АСУ выпуска 60-80-х годов прошлого века еще советского, а также китайского и американского производства. Аппаратура давно изношена, выслужила несколько сроков эксплуатации.
Элементная база служит уже более полувека, что в условиях дефицита ЗиП, а зачастую полного его отсутствия по ряду комплектующих деталей, обуславливает массу проблем с поддержанием техники в исправном состоянии. Коэффициент технической готовности техники АСУ с такими сроками и условиями эксплуатации не превысит уровня 0,3-0,4 в любой армии, даже настроенной весьма патриотично.
Во-вторых, идеология реализованных в АСУ принципов решения управленческих задач, построенная на идеях и технических возможностях прошлого века, не соответствует сегодняшним повышенным требованиям. Резко возросли объемы циркулирующей информации на всех уровнях иерархии в СУ, значительно повысились требования к оперативности и качеству решаемых задач при планировании боевых действий и особенно в ходе отражения ударов воздушного противника, а также к уровню автоматизации процессов управления.
В условиях скоротечности налетов средств воздушного нападения (СВН), необходимости оперативного принятия решений на ведение разведки и огня при крайне остром дефиците располагаемого времени на ПУ (КП), практическое отсутствие современных комплексных систем автоматического управления (КСАУ) созает проблемы для эффективного использования достаточно высоких потенциальных огневых возможностей подчиненных ЗРК (ЗРС).
Практически никаких элементов систем поддержки принимаемых решений на ПУ (КП) в ходе отражения ударов СВН в имеющейся системе управления войсками ПВО Ирана нет. Между тем в сегодняшних условиях организации и ведения скоротечного противовоздушного боя крайне необходима высокая степень автоматизации процессов сбора, обработки, передачи и обмена радиолокационной информации (РЛИ), выработки решений на отражение ударов и ведение зенитно-ракетного огня.
В-третьих, на возможности СУ оказывает существенное негативное воздействие горный рельеф местности. Развертывание системы командных пунктов должно проводиться на господствующих высотах при минимальных возможностях выбора позиционных районов для ПУ (КП). Экранирующее влияние горной местности значительно снижает дальность и надежность радио, радиорелейной и тропосферной связи.
Смена позиционных районов в угрожаемый период, а особенно в военное время, будет затруднена из-за сложности передвижения в горах, трудностей выбора маршрутов движения, проблем их инженерного оборудования, ограниченности маневра.
В-четвёртых, надо наконец ясно понимать, что системы управления и разведки ПВО будут первоочередными объектами поражения с началом боевых действий. Все позиционные районы ПУ (КП), узлы связи, позиции РЛС, частоты мирного времени давно известны противнику и находятся под прицелом его ВТО. В условиях интенсивного огневого и РАДИОЭЛЕКТРОННОГО (ВЫДЕЛЕНО МНОЙ - РЭБ) противодействия централизованное управление районами и группами ПВО наверняка будет утрачено. В составе РЛП (РАДИОЛОКАЦИОННЫХ ПОСТОВ) имеются РЛС старого парка иностранного производства, в основном США и Великобритании. Следовательно, рассчитывать на скрытность диапазона частот мирного и военного времени, мест развертывания РЛС заведомо не приходится. Имеющейся сетью РЛП создано радиолокационное поле разведки воздушных целей на средних и больших высотах, имеющее очаговый характер. Говорить о сплошной зоне разведки, о кратности перекрытия зон обнаружения не приходится из-за малой численности РЛС.Все имеющиеся РЛС построены на принципах активной локации и представляют собой легкую добычу для современных средств обнаружения и подавления излучателей электромагнитной энергии. Например, такая гордость иранской ПВО, как британская РЛС АR-3D, имеющая мегаваттный передатчик, наверняка будет выведена из строя первым же огневым воздействием по ней.Автору этих строк несколько лет назад довелось в роли консультанта побывать на одном островном государстве, где в ходе визита местные военачальники с гордостью демонстрировали возможности мощной, не имеющей себе равных РЛС иностранного производства. Станция развернута на самой большой возвышенности, выдает радиоэлектронную обстановку в радиусе около 300 км, вселяя уверенность офицерам ПВО.
Однако когда последовали вопросы о помехозащищенности РЛС, ее возможностях по распознаванию классов и типов воздушных целей, применению специальных режимов работы (в том числе и скрытных), мгновенной электронной перестройке частот, о перспективах смены позиций, организации борьбы с диверсионными группами и т.п., энтузиазм хозяев сразу как-то иссяк.
Важным показателем эффективности системы разведки воздушного пространства (СРВП) является требуемый вынос радиолокационного поля. Имеющимся составом РЛП в частях ПВО Ирана, с учетом разведывательных возможностей состоящих на оснащении РЛС, обеспечивается требуемый вынос только лишь на высотах более 3000 м на отдельных направлениях.
Низкая степень автоматизации процессов сбора, обработки и передачи РЛИ в сочетании с основным (планшетным) способом отображения воздушной обстановки приводит к недопустимо большим временам задержки оповещения о воздушном противнике, достигающим 4-6 минут. В таких условиях задача обнаружения СВН на малых и предельно малых высотах вынуждена будет возлагаться на средства разведки зенитных формирований, что, в свою очередь, неизбежно приведет к преждевременному вскрытию противником системы ПВО и ее подавлению.
Таким образом, несмотря на достаточно высокие потенциальные возможности сил и средств разведки воздушного противника, в системе ПВО Исламской Республики проявляется ряд проблем как технического, так и организационного характера
Несомненно, имеется острая необходимость в обновлении парка РЛС, оснащении его современными локаторами, работающими в различных частотных диапазонах, имеющих в своем арсенале совокупность специальных режимов работы для использования в условиях интенсивного радиоэлектронного противодействия противника.
Несмотря на высокие (как кажется на первый взгляд) огневые возможности ЗРК С-200 (большие значения дальней границы и высоты зоны поражения), решающего вклада в эффективность борьбы с СВН от этого комплекса ждать не следует. С-200 – устаревшей комплекс с низким уровнем помехозащищенности и технической готовности. Идеология его построения берет начало в середине прошлого века и не отвечает сегодняшним требованиям.Необходимость постоянной работы РЭС комплекса с выходом в эфир, отсутствие специальных скрытных режимов работы делает его весьма уязвимым. Весьма ограниченное количество ЗРК этого типа не позволяет создать хотя бы какую-то плотность зенитного ракетного огня на угрожаемых направлениях. В пределах своей зоны поражения С-200 будет вести противовоздушный бой без организации огневого взаимодействия, взаимного прикрытия, сосредоточения огня.
Ближняя граница зоны поражения С-200 величиной до 17 км вызывает необходимость организации его самозащиты. Низкие маневренные возможности ЭТИХ ЗРК делают затруднительной своевременную смену ими стартовых позиций при ведении боевых действий. К сожалению, все имеющиеся в составе ЗРАП (Зенитного Ракетно-Артиллерийского Прикрытия) системы (кроме ЗРК «Тор-М1») имеют крайне низкую вероятность поражения малоразмерных низколетящих целей: крылатых ракет, УАБ, УР, БПЛА и т.п. Крайне сложно этим системам бороться и с боевыми вертолетами из-за малого времени нахождения их в зонах поражения (обстрела).
Приобретение трех десятков боевых машин «Тор-М1» не решит проблемы переоснащения системы ПВО Ирана на новое вооружение.
Таким образом, имеющимся количественным и качественным составом сил и средств ПВО возможно создание на отдельных опасных направлениях фрагментарной системы ЗРАП с эшелонированием ее по глубине, высотам, направлениям с обеспечением требуемой кратности огневого воздействия по отдельным типам СВН. Однако создание сильной эффективной системы ЗРАП для прикрытия всей совокупности важных объектов, включая войска на поле боя, от ударов технически и информационно превосходящего воздушного противника весьма проблематично в силу указанных причин.Особенной слабостью системы ЗРАП является ее комплектование устаревшими ЗРК и ЗАК. Техника со сроками эксплуатации в три-четыре десятка лет предопределяет аналогичные проблемы (так же, как с АСУ) в поддержании боеготовности на требуемом уровне. При отсутствии поставок комплектующих запчастей, практически истощенном ЗиП зачастую применяется «варварский» способ восстановления ВВТ за счет разборки боеготовых аналогичных образцов.
Итак, при ближайшем рассмотрении возможностей системы ПВО Ирана вскрывается масса проблем, свидетельствующих о сегодняшней ее неспособности дать надлежащий отпор воздушному противнику. Необходимо проведение комплекса неотложных мер по технической оснащенности всех составляющих системы ПВО, включая закупки современных систем АСУ, РЛС, КСАУ, средств РЭБ, связи, развитие собственного производства образцов ВВТ с применением современных технологий.
Важным направлением усиления системы ПВО может стать оснащение ВС Ирана системами РЭБ российского производства. Комплекс систем РЭБ способен в ходе «бесконтактного» воздействия на РЭС СВН значительно снизить возможности ударных самолетов по поиску, обнаружению и поражению наземных целей; нарушить работу бортовой аппаратуры крылатых ракет в системе спутниковой навигации GPS; исказить показания радиовысотомеров ударной авиации, крылатых ракет и БЛА (что весьма затруднит полеты над горной местностью); привести к отказу в ходе полета всего комплекса радиоэлектронной аппаратуры летательного аппарата. Имеющимися средствами РЭБ возможно не только «ослепление» самолетной РЛС, но искажение радиоэлектронной обстановки, генерация ложных целей, искажение координат истинных целей, ввод ошибок координат и т.д.
( Последний абзац о РЭБ для ПВО, но это же применимо и к ВВС. Вот генерал Гаврилов не подсмеивается над средствами РЭБ, а относится к ним очень серьезно.)
Militarist>> Кроме того, возможны диверсии. Например, какие то радары в нужный момент могут оказаться обесточенными.
Sergofan> А то, что диверсантам половину Ирана проползти придется? По Гуглу померить не смогли расстояние? И КСИР, которая и отвечает в т.ч. за противодиверсионную оборону обьектов будет именно в этот момент спать или смотреть ни в ту сторону?
А почему ты всегда выбираешь самые глупые варианты? Зачем ползти пол-Ирана? Иначе никак нельзя? Что касается сторожей КСИРа, то они вот сторожили ракетную базу, а ее все равно взорвали. Тут все зависит от изобретательности и профессионализма сторон. Причем инициатива в руках нападающей стороны и это дает ей определенное преимущество. Кстати, могу подкинуть еще идейку: В случае обесточивания объекта Фордо, центрифуги сами выйдут из строя без воздействия на них взрывной волной и осколками, обломками. Это равносильно уничтожению объекта.