По собственному признанию миллиардера Владимира Антонова,
бывшего акционера банков Snoras и Latvijas Krājbanka, а также авиакомпании airBaltic, его фонды финансировали авиакомпанию ежемесячно. В. Антонов в интервью латвийскому журналу Kapitāls изложил свою версию, почему был резко свернут его бизнес в странах Балтии.
Крест на больших планах по развитию airBaltic поставило заявление экс-министра экономики Латвии Артиса Кампарса о том, будто предприятие стоит на пороге банкротства, считает В. Антонов. До того Converse Group пыталась прийти к консенсусу с остальными акционерами (договор с BAS был подписан явно не в пользу государства). И в разгар процесса министр сделал свое сенсационное заявление.
«Если министр говорит, что госпредприятие фактически обанкротилось, ни один нормальный человек, как вы понимаете, не поспешит покупать билеты. В связи с чем поток наличных просто драматически сократился. Из-за этого многократно возросли убытки. Возникли проблемы, и мы решали их, как могли», – поделился предприниматель. Начиная с апреля прошлого года Converse Group через фонды вкладывала средства в airBaltic каждый месяц.
Ситуацию с выводом Бертольта Флика из состава акционеров авиакомпании В. Антонов комментирует очень сдержанно: по его словам, налицо было «желание всех заинтересованных сторон разрешить конфликт», возникший между BAS и Минсообщения, и «все стороны в итоге выполнили свои обещания». Со стороны Б. Флика в сторону Taurus Asset Management никаких незаконных действий не было, подчеркнул он.
Сама бизнес-идея Б. Флика – оптимизировать компанию, сменив авиапарк на более современные и экономичные самолеты, – была абсолютно правильной, считает В. Антонов. «У авиалиний как таковых вообще низкая рентабельность», – отметил он.
Б.Флику удалось добиться, чтобы Рига стала транспортным транзитным узлом, и этим преимуществом нужно продолжать пользоваться. Возможно, следует дать зеленый свет проекту airBaltic Cargo с акцентом именно на транзитные перевозки, допускает бизнесмен. В то же время, предостерегает он, airBaltic не авиадискаунтер и никогда им не был – его ниша нечто среднее между компаниями а-ля Ryanair и дорогими, уровня KLM. «Мы хотели сделать у нас нечто, близкое к Air Canada», – пояснил В. Антонов.
Все эти планы смел крах империи миллиардера.
Все произошло просто, говорит он: дело не в SAAB – скандинавы ничего не имели против Converse Group, – а в независимой позиции газеты Lietuvos rytas, которая позволяла себе критиковать литовское правительство. «Предупреждения «ай-яй-яй, так нельзя писать» мы получали все время», – признал бизнесмен.
Замечания исходили от функционеров литовского Сейма и представителей консервативной партии.
Была организована настоящая охота на ведьм,
в итоге которой 16 ноября прошлого года Литовское государство предательски захватило банк Snoras, контролировавший всю медиагруппу Lietuvos rytas.
Процесс сопровождается целой организованной кампанией лжи, заявил В. Антонов. «Вы же легко нашли меня в Лондоне? Вот я сижу в рубашке и при галстуке в своем офисе, ни от кого не прячусь», – подчеркнул он, комментируя заявления литовской стороны о нежелании, своем и Ромуальдаса Баранаускаса, сотрудничать с литовцами в процессе ликвидации банка Snoras.
Плюс приглашение в качестве финансового консультанта в деле о неплатежеспособности Snoras одиозной фигуры – Саймона Фрикли (иностранца, что вообще-то запрещено литовским законодательством).
«Почему в Латвии все произошло более цивилизованно? Администратором Latvijas Krājbanka назначили KPMG Baltics. Каким образом господин, никогда не бывавший в Литве, может оценить объем литовских активов или качество наших активов, и рассказывать, будто не знает, куда пропали кредиты на 500 млн евро? Пусть своих юристов спросит – те объяснят, что никуда они не делись», – иронизирует бизнесмен.
В. Антонов говорит: логики в обвинениях, будто он расхитил средства банка, нет никакой.
Во-первых, глупо красть деньги из собственного банка. Во-вторых, даже последний дурак, совершив такое, не прилетел бы из Киева в Лондон, а отправился бы уж на родину – в Россию, которая не экстрадирует своих граждан. «Украсть и к тому же спрятать миллиард в современном мире невозможно», – подчеркивает предприниматель.
Нормальным людям понятно, что произошло, говорит он. SAAB, оставшийся без договора об инвестициях, без владельца, «без руля и ветрил» – естественно, стал банкротом. В Латвии – тоже все как на ладони.
Компания стоимостью 250 миллионов, подвизавшаяся в сфере спорта и массмедиа (группа Lietuvos rytas. – Прим. ред.), обанкротилась, хотя не взяла в Snoras или Krājbanka ни копейки, – пошла ко дну вместе с другими детищами В. Антонова, вынужденного за гроши уступить свои банки, иначе туда пришли бы хозяйничать другие регуляторы, пояснил миллиардер. Налицо политический заказ литовской стороны.
«Мне еще придется объясняться с клиентами Latviajs Krājbanka, потому что пострадали многие уважаемые люди. Надеюсь все же, достанет сил как-то эти деньги заработать и вернуть, во всяком случае большую их часть. Krājbanka и airBaltic, к сожалению, стали жертвами происходящего в Литве», – убежден В. Антонов.
Ни у кого в Литве не было планов «перетащить» туда airBaltic, считает он. Шло тотальное разграбление и уничтожение его бизнеса, и никто не собирался бороться за активы airBaltic. «Это было просто банальное уничтожение. Цунами. Им всем все равно, что будет с airBaltic», – сказал он.
В отношении развития Snoras у Converse Group были вполне нормальные, обозримые деловые планы: перейти к единому бренду, прикупить пару банков в Европе, перенести головной офис в Ригу. Да, у Krājbanka, пострадавшего в кризисные годы, финансовые показатели, возможно, не были блестящи, признает Антонов.
Зато Snoras в этом году должен был заработать рекордную за все время своего существования прибыль.
«Конечно, нам теперь будут рассказывать, что он генерировал убытки всегда. Не могут же они признать: банк был так хорош, что мы отняли его! Нужно говорить: нет, он был так плох, что мы его отняли», – снова иронизирует миллиардер.
По словам В. Антонова, если с латвийскими правоохранительными органами ему еще удается наладить диалог и успешно контактировать, то литовцы заявляют, будто они с Р. Баранаускасом скрываются и ничего обсуждать не хотят. Остается только всеми силами доказывать через юристов: случившееся – форс-мажор, и виноваты в нем литовские власти, поясняет предприниматель.
«Никогда не храните деньги в швейцарских банках. После первой же статьи в газете их у вас арестуют, и вы обанкротитесь, как я. Даже если думали, что всего лишь копите их там. Никогда никому не верьте! Если вы кому-то доверитесь, получите полный комплект врагов и воров. Если вы в большом бизнесе – не верьте никому. Только матери».
Владимир АНТОНОВ, предприниматель.
ну просто аах, какая демократия...
Честно говоря, не знал, что л-ритас тоже принадлежала ему.
Это открывает новые стороны..
Ну и как обычно торчат уши консерв..