Подробности о том,что на самом деле было в Рязани.Без сочинительства жж-блогеров.
Как принято выражаться в Сети, «бомба» взорвалась в Интернете больше двух недель назад. Цитата из первоисточника, ЖЖ-блога haile-rastafari:
«...Началось все с того, что в течение одной ночи «дорогими гостями» из южных регионов было избито несколько городских таксистов. Этим гости не ограничились и пошли по ночной улице, просто избивая всех встреченных одиноких прохожих железными трубами. Таксисты моментально подали заявление в полицию. Кстати, роль народного организатора взял на себя местный казачий атаман, в миру на этом самом такси подрабатывающий. Полиция, естественно, в тот же день спустила дело на тормозах. А вечером следующего дня, 8 августа, на том же месте, на выходе из ночного клуба, несколько горцев начали избивать девушку. И за нее вступились таксисты, стоявшие там в ожидании клиентов. Они раскидали храбрых дагестанцев. Но через некоторое время к горцам приехало маршрутное такси с подмогой. Как мне сказали, маршрутки этого номера давным-давно стали, что называется, «черными» - никто другой на них просто не ездит, так как идут они в рязанский пригород Канищево, являющийся спальным районом «дорогих гостей». Подкрепление не стало разбираться и просто забило всех таксистов и обычных прохожих, бывших рядом (в их числе был и глубокий старик). Таксисты также успели вызвать подкрепление, и когда оно появилось, джигиты попрыгали в свою маршрутку и ретировались. За ними погнались, но не догнали. А вот после этого началось самое главное...»
По мнению блогера, это была какая-то махновская фантасмагория: таксисты перекрыли центр Рязани! Потом рязанский пригород Канищево, как образно выразился неведомый автор, «вспахали и засеяли». Еще таксисты устроили «живой коридор» из машин и высаживали всех «лиц кавказской национальности» для совершения немотивированного уличного насилия. Приехавший ОМОН таксистов не то что поддержал, но и мешать им не стал. Рязанские власти попрятались. По городу носились казачьи патрули, но только кони у них были желтые, с резиновыми копытами и шашечками на боках...
Дальше вброшенный текст зажил своей жизнью и был перепечатан, по данным интернет-поисковика, 509 тысяч раз. При этом никаких новых подробностей, снимков и видеосюжетов из Рязани более не поступало. Корреспондент «КП» выдвинулся на место событий. Благо от Москвы рукой подать.
В рязанское пригородное «гетто» Канищево въезжаю с опаской. Долго блуждаю, разыскивая Областную больницу, набитую, по данным социальных сетей, ранеными таксистами. Опрятный зеленый район, никаких следов запашки - перевернутых машин и сожженных ларьков. Побегал по этажам больницы, посетил и нейрохирургию, и травматологию - пусто. «Выписались таксисты давным-давно», - заверила меня дежурная медсестра в приемном покое.
Сразу за больницей, не соврать - в сотне метров, тот самый автопарк «Конечная», откуда на подмогу «гостям города Рязани» якобы пришла желтая маршрутка с «дагестанскими десантниками». В автопарке со мной говорят приветливо, но явно темнят. А может быть, у меня уже «профессиональная деформация личности» и я не верю никому? Кстати, почему директор автопарка и его заместитель ушли в отпуск? Потому что август?
- Понимаете, - убеждает меня диспетчер Татьяна Иванова, - не было у нас такой маршрутки! Не могла она от нас приехать! Полиция сказала, что эта машина вообще в Рыбинске зарегистрирована!
- Хорошо. Почему приехали именно к вам?
Татьяна пожимает полными плечами. Говорит, что у нее лично первая мысль была - конкуренция. У них проезд через всю Рязань стоит 15 рублей, на такси - 150 минимум. И потом, в их автопарке работают гастарбайтеры.
Ей вторит сторож Анатолий Пыртяев. Он дежурил в ту злополучную ночь и вызывал полицию в автопарк. Сторож приносит листы, в которых отмечается прибытие машины в гараж. Показывает.
- Где-то часа в четыре утра приехали 11 такси разных фирм. Я им говорю: не въезжали никакие машины после часа ночи! Они давай ходить по помещениям, двери в туалет выбили. Узбеки наши закрылись в кунге. Боятся. А потом появилась полиция, поговорила с таксистами, и все разъехались.
- У вас кого-нибудь из автопарка задержали по делу о драке? Я знаю, что задерживали нескольких участников.
- Нет...
Неужели всех виновных по стандартному рецепту организации «манежек» опять отпустили? Сажусь в свою машину, набираю номер «авторитетного» представителя дагестанской диаспоры в Рязани. Готов выслушать стандартный набор словосочетаний: «Наши мальчики мимо шли, водопроводные трубы просто в руках несли, пьяные таксисты первые начали оскорб** достоинство по национальному признаку и т. д.». Но трубку берет секретарь, я представляюсь и отчетливо слышу мужской голос с легким акцентом: «Меня нет и в ближайшие дни не будет». Странно. И в то же время очень просто. Мне потом объяснил «источник из МВД»: несостоявшийся интервьюируемый по национальности лезгин. А люди из маршрутки, бившие таксистов, - аварцы. И нам, жителям равнин, лучше не ведать той глубины любви, которую лезгины и аварцы испытывают друг к другу. Поэтому «просить за земляков» в Рязани никто не стал. Значит, виновные будут наказаны?
Еду прямо из автопарка к месту драки - магазину «Алфавит». Машинально засекаю время и быстро понимаю, что за несколько минут никакая маршрутка с подмогой не успела бы приехать.
Таксист Сергей Владимирович (фамилию он попросил не указывать. - Прим. авт.), с чьего, без преувеличения, благородного поступка и началась вся эта история, оказался верным подписчиком «Комсомолки» и отказать во встрече мне не смог. Мы сидим на берегу безымянной русской речки. Сергей поначалу изъясняется «сухим языком полицейского протокола». Говорю ему, что сам таксовал в самые бандитские годы, в 92 - 93-м, и знаю хорошо, каков он, таксистский хлебушек... Сергей машет рукой и опять начинает рассказ сначала:
- Друзья мои, отец и сын - оба Игори, кстати, справляли новоселье. Меня позвали. Я освободился поздно и где-то в три часа ночи только подъехал. Пошли в ночной магазин «Алфавит» за пивом и рыбкой. Купили все, выходим. И видим такую картину. Между магазином и стоянкой такси ругаются три парня, кавказцы, и девушка. Орут на нее. Я же не знал, что они знакомы! Подошел, спросил вежливо, что случилось. А она - на меня...
Сергей с трудом подбирает цензурные синонимы:
- Она мне говорит матом - иди своей дорогой! Я удивился, говорю, мол, заступиться за тебя хотел! Тут на меня один из кавказцев полез, ударил, мы с ним сцепились. Меня повалили и начали месить ногами. Втроем! Тут уж мои друзья не стали смотреть. Отбили меня, оттащили. Мы пошли к стоянке такси, а эта девица на меня наскакивает и сумкой по спине колотит. Ее кавалеры за ней следом. Открываю дверь машины и получаю удар в лицо...
Но тут уж возмутились таксисты. Благо моего собеседника все таксисты знают. И вот что поразило всех - ровно через 7 минут приехала желтая «Газель» с «подмогой».
- На каждого таксиста со стоянки пришлось по три человека - с трубами, арматурой, - говорит Сергей. - Кто-то успел связаться с диспетчером, крикнул, чтобы вызывали полицию и «Скорую». Я потерял сознание, очнулся уже в больнице. Сотрясение мозга.
Друзья Сергея, два Игоря, один - со сломанной кистью, преследовали желтую маршрутку. Она даже пару раз останавливалась, из нее выскакивали люди и предлагали разобраться «по-мужски». То есть двадцать против двоих. Номер ее в конце концов записали, и маршрутка исчезла где-то в частном секторе Рязани.
Разумеется, никто в полиции особо и не собирался заниматься делом побитых таксистов. Во-первых, воскресенье. Во вторых, не убили, и слава богу. Хотя по номерам маршрутки коллеги Сергея моментально установили хозяина и сообщили куда следует. А чтобы власти четче поняли, что в данной истории задеты интересы социальной группы, организованной по профессиональному признаку, на площади Ленина собралось около полусотни машин такси. Сергей рассказывает:
- Меня прямо из больницы привезли на площадь. Там уже кто-то из руководства города был, врио начальника УМВД. Все уважительные такие, ко мне по имени-отчеству: Сергей Владимирович! На следующий день уже на опознание поехали. Всех на уши поставили - оперов, следователей. Нашли этих.
- Сергей, а вот не был бы ты таксистом, не стали бы никого особо искать? А?
Собеседник соглашается и говорит, что и он, и его коллеги чуть ли не каждый день возят избитых и ограбленных пассажиров. Бывает, и нападают - и свои отморозки, и приезжие. Таксисты все видят и знают, у них работа такая.
Спрашиваю на прощание:
- За девушек больше не будешь заступаться?
Сергей смеется:
- Буду! И надо за них заступаться всегда. Подумаешь, ошибся один раз!
С казачьими атаманами-таксистами в Рязани тоже не задалось. Как мне удалось выяснить, атаманов в городе четверо. Два атамана, мягко говоря, люди своеобразные. Третий - весьма обеспеченный человек и в такси, конечно, не работает. Четвертый атаман во время всех событий отдыхал где-то на юге.
Последние знаковые маркеры, разбросанные по тексту, вброшенному в Интернет, мне прояснили люди, находящиеся на самых разных полюсах бытия. Один - «яблочник», который состоял в запрещенной «Другой России», второй - сотрудник милиции.
Сергей Ежов был на площади Ленина во время схода таксистов - его позвали как корреспондента одной известной оппозиционной газеты:
- ОМОН на площади был, «пазик» стоял. Но никто из автобуса не выходил и с таксистами не общался, переговоров не вел. Была и обычная полиция. Но она как-то безучастно на все смотрела. Потом люди из администрации ушли с представителями таксистов на переговоры. Через пару часов все разъехались. Я написал заметку про эту историю, а через неделю смотрю: какое-то цунами информационное!
- Я тоже забыл про эту историю, - рассказывает Владимир Голев, начальник пресс-службы УМВД. - Но тут мне звонят из Москвы, из одной крупной газеты, и спрашивают: «Можете подтвердить, что рязанский ОМОН отказался разгонять манифестацию таксистов?» Я даже не сразу и понял, о чем речь. Все закончилось. Дело возбуждено по статье 213 - «хулиганство».
- Установили хозяина «Газели»?
- Достаточно быстро. Номера машины были известны. Установили, что было труднее, - девушку. Она из области, зовут ее... Алла Борисовна.Фамилию не могу сказать. И как сообщил мне начальник следственной группы с удивлением: «Девушка вообще-то обвиняет таксистов в нападении.»
- Смогли установить «группу поддержки», которая приехала на «Газели»?
- Да. Несколько человек, которые были определены как зачинщики, сейчас под подпиской о невыезде.
- То есть это нормально - люди из другого региона, устроившие массовую драку, остались под подпиской?
- Понимаете, меру пресечения определил суд. Суд решал, представляют ли они общественную опасность. Вот и вся история. Еще несколько дней полиция работала в усиленном режиме, проводила оперативную работу - что тут скрывать.
- А таксисты патрулировали город?
- Таксисты тоже проводили свою работу. Может быть, считали, что полиция не станет расследовать это дело качественно или объективно. Они задержали и блокировали «Мерседес», который, по их мнению, тоже приезжал на место драки. Блокировали и вызвали полицию. На следующий день мы провели пресс-конференцию по итогам всей этой истории. Прошло почти две недели, и вдруг такое!
Рязанскую полицию я покинул с дважды порванным шаблоном. Во-первых, на моей памяти впервые полиция разобралась с межнациональным конфликтом так, как надо - по совести и по закону, что в большинстве случаев абсолютно тождественно. А во-вторых, в полиции мне дали взятку - насыпали полрюкзака рязанских груш, чтобы совсем подсластить этот хеппи-энд. Хотя горьковатый виртуальный осадочек все-таки остался.
Дмитрий Стешин
Итого:Обе горячие эксклюзивные новости размещенные в теме это некое сочинительство на основе слухов.Что лишь подтверждает известный факт,а именно,что большинство ЖЖ одинаково неполезны в подобных вопросах.Ну да видимо цунами перепост "о открытых шлюзах Неберджаевского водохранилища" и истериками в комментариях безчисленных жж не впрок.