Almar> кстати, а вообще может ли какой-нибудь труд в церкви быть полезным для общества?
Ну вот например -
Свято-Димитриевское училище сестер милосердия
К тому же с избранием патриарха Кирилла, его указание на каждом приходе РПЦ теперь имеется ответсвтенный за социальное служение, а интенсивность такого служения конечно зависит от возможностей приходской кассы
Следует различать понятия “функция”- и “роль” религии, они связаны, но не тождественны. Функции — это способы действия религии в обществе, роль — суммарный результат, последствия выполнения ею функций. Существует несколько функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегрирующе-дезинтегрирующая, культуротранслирующая, легитимирующе-разлегитимирующая. Функции религии.
1) Мировоззренческая. Религия учит человека определен отношению к жизни, к себе, к обществу. Религия обеспечивает стабильность существовования человека, дает ему цель бытия. Она учит человека нравственному отношению к ближнему.
2) Смыслополагающая. Религия формирует определенный смысл в жизни человека.
3) Религия как освятитель нравственных ценностей (отрицательная сторона такой формулировки состоит в том, что она предполагает, что нравственные ценности возникли независимо от религии, а позже получили лишь дополнительную санкцию от религии.
4) Коммуникативная. Религия обеспечивает социальную связь.
5) Идентификационная. Религия помогает человеку понять кто он, кем являются по отношен к нему те, кто его окружает.
6) Компенсаторная (стабильность обществу в надежде на будущее, утешает.
7) Трансляция духовно-культурной традиции. Социальная роль религии в обществе зависит от того, кто ее определяет. В принципе роль может быть положительной, отрицательной или противоречивой. Положительной считали - Локк, Гоббс, отрицательной – Мельё, Юм, Спиноза. Безусловно необходимой религию в обществе считали Локк, Гоббс, Спиноза, Бэкон, Руссо, Монтескьё. Выдвигался проект теории единой религии, на 3-х основах – христианская мораль, но без Церкви (заповеди) – Спиноза, Бэкон, на основе естественного разума – Юм, теистические начала – Мельё, Бейль. Можно выделить принципы, помогающ. анализировать роль религии объективно, конкретно-исторически. 1. Религия по абсолютным критериям санкционирует определенные взгляды, деятельность, отношения, институты, придавая, им ореол святости, или объявляет нечестивыми. Религиозный фактор влияет на экономику, политику, гос-во, семью, культуру через индивидов. 2. Степень влияния религии связана с ее местом в обществе, а это место не является раз и навсегда данным; оно, как уже отмечалось, изменяется в контексте процессов сакрализации, секуляризации, плюрализации. 3. Своеобразно воздействие на личность, общество и его подсистемы, родоплеменных, народностно-национальных, региональных, мировых религий, а также отдельных религиозных направлений и конфессий. В их вероучении, культе, организации, этике имеются специфические черты, которые находят выражение у последователей в правилах отношения к миру, в повседневном поведении последователей в различных областях общественной и личной жизни. 4. Религия представляет собой системное образование, включающее ряд элементов и связей: сознание со своими чертами и уровнями, внекультовые и культовые деятельность и отношения, учреждения для ориентации во внерелигиозных и религиозных областях. Функционирование этих элементов и связей давало соответствующие их содержанию и направленности результаты. Социальные функции религии: Интегрирующая, Культурно-цементирующая, Мировоззренческая, Регулятивная, Компенсаторная.
Социальная функция религии по Спенсеру: объединяющая, служит интеграции общества, укрепляет семейные связи, служит основой поведения людей, усиливает социальное единство - оправдывает институт собственности с помощью табуизации (табу на священные вещи). Социальные функции религии по Дюркгейму - дисциплинарная (принуждение и контроль), цементирующая (консолидация), репродуктивная (вовлечение новых членов, семья), эйфорическая (надежда на будущее, утешение). Социальная функция религии (по Сорокину) - является своего рода силовым поле] формирующим культуру, которая, воплощаясь в предметах, отражается в ее символах и знаках. При этом сама сущность религии остается принципиально непрозрачной - "черный ящик", из которого выходит информация в культурно-символическое пространство. Социальная функция религии (по Малиновкому) - 1) указывает каждому члену группы на перспективу его существования, восстанавливая единство группы в кризисных ситуациях; 2) делает индивида полноценным членом группы посредством обряда инициации. Религия согласно Малиновскому вступает там, где человек исчерпывает собственные возможности. Видит главную функцию религии в эмоционально-психологическом утешении индивида. Социальная функция религии по Парсонсу и Мертону. Парсонс — религия - соединяет социальную систему с культурной, поскольку простая ссылка на правильность или эффективность нормативных требований оказывается недостаточной и требуется мотивация, обеспечивающая следование культурным образцам. Религия — гарант стабильности и жизнеспособности общества. Во всех обществах религия выполняет одни и те же функции. Мертон —(критика Парсонса)- функции религии не только интеграция, но и дезинтеграция в известных типах социальных систем.