Обзор за прошедшую неделю.
Дамаск и пригороды.
На этой неделе ведущие зачистку Дамаска правительственные силы уделили основное внимание двум юго-западным пригородам – вначале Муадамие, а затем чуть более удаленной Дарайе. В обоих случаях после непродолжительных боев (1-2 дня) правительственным силам удалось прочесать указанные районы. После чего в Муадамия собрали несколько десятков, а в Дарайе – до нескольких сот тел погибших. Следует отметить, что ранее повстанцы, сообщая о жертвах в ходе правительственных операций, обычно относили их в большинстве на счет артогня по жилым кварталам (а в числе жертв в таком случае были и женщины, и дети). В ходе же последних операций в Дамаске и окрестностях, по утверждениям повстанцев, преобладающая причина смертности – внесудебная расправа, а среди жертв почти сплошь молодые лица мужского пола. Похоже, правительственные силы в столичном регионе применили новую тактику, не заморачиваясь на аресты. Сказать, что при этом гибнет много непричастных вряд ли можно, ведь активист, всего лишь принимавший участие в демонстрациях, несомненно враг власти, а его неучастие в вооруженной борьбе зачастую объясняется проблемами с поставкой оружия в столичный регион, а вовсе не стремлением к полюбовному разрешению гражданского конфликта.
Между тем, повстанцы продолжают отдельные вылазки в зачищенных ранее районах и пригородах Дамаска, примером чего служат видео с атакой танка в Думе, трофейная БМП в Ирбине и уничтожение вертолета над Замалкой.
Из города Думейр (30 км к северо-востоку от столицы) на этой неделе пришло видео с примерно 35 пленными правительственными солдатами. Неясно, относится ли это видео к захвату на прошлой неделе склада какой-то части ПВО, или же речь идет о новой операции.
В провинции Идлиб 25 августа повстанцы атаковали опорный пункт противника, прикрывавший въезд в Ариху с юго-востока, и в итоге сумели захватить его. При этом на данный момент вторые сутки идет бой за пару других опорных пунктов, на этот раз в южной части самой Арихи.
Также на прошедшей неделе появились два видео с подрывом повстанцами автомобилей правительственные сил на автостраде Латтакия-Алеппо в районе Арихи. Следует отметить, что ранее подобные нападения случались чаще и не ограничивались подрывом фугаса. Отмеченное изменение, по всей видимости, объясняется усилением блок-постов вдоль этой важной трассы и захватом 11 августа правительственными силами значительной части Арихи, из городских кварталов которой удобно было совершать нападения на конвои.
По провинции Идлиб также добавлю карту, чтобы лучше проиллюстрировать сложившуюся здесь к настоящему времени ситуацию. В целом сформировалось два района, находящиеся под контролем повстанцев – один на севере у границы с Турцией (от Сармады и Атареба до Арманаза и Бинниша) и второй преимущественно в массиве Джабаль-Завия (от Арихи до Кафр-Набла и от Кансаффры до Джарджаназа). Правительственные силы при этом прочно удерживают провинциальный центр и важную магистраль от Джиср-эш-Шугура до Сараке**а (обозначенный как «повстанческий» поселок Коринн между Идлибом и магистралью окружен блок-постами и не может служить нормальной базой), а равно контролируют полосу вдоль турецкой границы от Джиср-эш-Шугура до лояльного им Харема.
В Алеппо борьба повстанцев и правительственных сил в ряде случаев носит «рейдовый» характер – силы ни одной из сторон явно не позволяют им одновременно взять под полный и длительный контроль много районов двухмиллионного города. Поэтому наряду с «традиционными» боями в юго-западных районах Салах-эд-Дин, Сейф-ад-Даула, Бустан-аль-Каср, стычки происходят во многих других районах, как в центре (где повстанцы в частности вошли в несколько христианских районов, где они по понятным причинам не имеют поддержки, однако были быстро выбиты оттуда), так и на окраинах (на прошлой неделе по-моему наиболее часто как места боев назывались северный район Бустан-Паша и южный Суккари). Побывавший в расположении повстанцев в одном из юго-западных районов корреспондент передал, что хоть повстанцы выражают свое намерение продолжать дальше бороться здесь, однако жалуются на нехватку боеприпасов, особенно выстрелов к РПГ, и значительные потери от огня тяжелого вооружения противника.
О развитии ситуации восточнее Алеппо в последнюю неделю было мало известий. В частности, неясно удалось ли повстанцам удержать захваченную 15 августа Маскану - учитывая ее местоположение на важной магистрали Алеппо-Ракка, удаленность от повстанческих баз и близость правительственной авиабазы, для повстанцев закрепиться в Маскане может быть непростой задачей.
Что касается упоминавшегося в прошлом обзоре Сулука (наиболее близкий к Ракке пункт, которого достигли повстанцы), то оттуда припоминается лишь одно новое сообщение – что мол правительственные силы выставили на окраине блок-пост и постреливают из танков. Ограничилось ли дело выставлением поста также неясно.
Наконец, в расположенной к юго-востоку от Ракки провинции Дейр-эз-Зор наблюдалась некоторая активизация боевых действий. В расположенном на границе с Ираком городе Абу-Камал (Бокамал) повстанцы вначале сумели захватить штаб-квартиры политической разведки и партии БААС. Через пару дней были взяты казармы пограничной стражи (при этом на прошлой неделе я насчитал здесь потерю 2 танков, БМП, БРДМ и броневика). Однако пока полностью выбить противника из данного района повстанцам не удалось – в настоящий момент они ведут бои за штаб-квартиру разведки ВВС и казармы какого-то подразделения ПВО.
В расположенном между Абу-Камалом и Дейр-эз-Зором городе Майядин продолжались идущие с начала августа бои, в ходе которых повстанцы сумели захватить один из блок-постов, прикрывавший дорогу к единственному мосту через Евфрат. Впрочем, и здесь правительственные силы удерживают позиции на военной базе (только теперь уже артиллерийской части), расположение которой в окружающей долину Евфрата пустыне способствует защите, особенно в условиях отсутствия у противника достаточного количества тяжелого вооружения.