Грузия замерзла, нету света, вся надежда на трубу и лето
Главная достопримечательность города Кутаиси - памятник знаменитому земляку Cталину.
Наш спецкор Николай Варсегов, побывав в стране Саакашвили, горестно предрекает, что к середине века от грузин могут остаться одни лишь воспоминания
В городе Кутаиси лучше не говорить по-русски. Это чревато потерей времени. Зашел в магазин, спросил. Тут же сбежались скучающие продавщицы: «Пагаваритэ с нами, ми так давно на русском не разговаривали!» И горячие грузинские женщины возбужденно принялись ностальгировать прямо у прилавка, вспоминая сытое советское прошлое.
Как грузины «согрели» Россию
В городе почти не осталось русских, да и сами грузины, кто может, ищут спасения где подальше. В прошлом большой работящий город ныне стал скопищем бесполезных людей. И нищета здесь настоящая - не российская. В России везде и всегда есть что украсть, в Кутаиси давно уже все украдено. Заводы-гиганты превратились в развалины. В округе горы, не пригодные для земледелия. Как и чем выживает безработный город, осмыслить трудно. Пенсию платят с 60 лет женщинам и с 65 мужчинам. А пенсия у всех поголовно 14 лари. 1 этот лари равен 12,5 рубля. Выбор продуктов скудный, но цены раза в полтора ниже московских. Кому повезло с работой, получают от 30 до 150 лари. Другие кормильцы стараются заработать в России, потому рубли здесь в большем почете, чем доллары. Менять рубли выгодней. Хозяйки покупают в основном муку и крупы, изредка колбасу граммов 200 - 300. Гордые молодые грузинки уже не стесняются носить пальто, пошитые еще до их рождения.
Утром по городу носятся мальчики, запряженные в тележки с дровами. Отопления нет уж который год, и с разных этажей дымят трубы «буржуек».
Дрова далеко не всем по карману. И труба из окна - признак богатства, аристократии, а также знак для домушников. Дровосеки валят в горах реликтовые деревья, наплевав на запреты. Горы без леса быстро рушатся и пропускают на север южные ветры. Оттого, считают грузины, климат в России так потеплел.
Саакашвили и «экономическое чудо»
Россия, конечно, из милосердия подает в Грузию в долг копеечные газ, нефть, электричество, но ставленники Миши, как то известно из уст оппозиции, спекулируют топливом в Турции. Судя по мраку и холоду, спекулируют во всю силу!
Когда министерство юстиции передало Саакашвили бумаги о чудовищной коррупции в его кабинете, о строительстве частных дворцов ворами-чиновниками, он ответил: «Большие дома - это часть грузинской культуры и признак экономического подъема».
От Саакашвили грузины уже ничего не ждут, и ныне вся их надежда на бакинскую трубу "Набуко", которая погонит нефть туркам через всю Грузию. Мы же - по украинскому опыту - можем лишь посочувствовать басурманам.
Зато Грузия не Туркмения, здесь можно запросто крыть президента, предпочтительнее российского, «который не понимает, что Россия без Грузии все равно, что человек без ноги!». Достается и Саакашвили, и даже тем грузинам, «которые в Москве позорят нацию».
Газеты выходят с помощью мистики
По утрам в Кутаиси тут и там собираются толпы мужчин в надежде на приезд работодателя. Они энергично машут руками, матеря по-грузински все и вся. Оттого-то, наверное, грузины так страдают гипертонией, которую, как известно, лечат циркониевыми браслетами.
В главных газетах города «Кутаиси» и «Риони» сквозь выбитые окна по коридорам гуляет холодный ветер. Ни в той, ни в другой редакции, включая кабинеты главных редакторов, я не насчитал ни одного компьютера, ни одной пишущей машинки. Типография не работает без электричества. Но газеты каким-то мистическим чудом выходят в свет... Девушки-журналистки, закутанные в пальто, согревают дыханием авторучки и пальчики, что-то выписывают мелким почерком, экономя бумагу и чернила. Иногда греются глоточком вина и несколькими затяжками сигареты. Затем сигарету надо аккуратно «забычковать» (притушить), чтобы сохранить на потом.
Газеты выходят, стало быть, город не сдается. В силу национальной гордости никто не жалуется, не прибедняется. И московского гостя в моем лице приглашают широким жестом в дорогой ресторан. Я соглашаюсь, но с условием, что платить за все буду сам. Главный редактор газеты «Риони» Бичико Звиададзе утвердительно кивает головой. Но после бурного застолья меня лишают всякой возможности вытащить портмоне.
Только книга и мотыга могут Грузию спасти?
Самый гениальный и почитаемый из современных писатель Грузии Отиа Иоселиани живет в городе Цхалтубо. У него большой дом, сад, семь коров, шикарная иномарка - гонорар от японских издательств и пенсия 14 лари. Одна серьезная фирма подарила писателю отопительный агрегат, который вырабатывает газ из коровьего навоза. Но в доме не шибко тепло, потому что:
- Грузинские коровы глупей и ленивей русских! - горячится писатель. - Русских - имею в виду, коров, - уточняет на всякий случай. - Ни молока от них, ни навоза!
Пропустив рюмашку-другую, Отиа Шалвович вспоминает в печали своего почившего друга Виктора Петровича Астафьева. Грузины наконец-таки простили Астафьеву «Ловлю пескарей в Грузии». (Люди просвещенные понимают, о чем разговор.)
Чу! Залаяли в потемках собаки! В дом к писателю приходят двое юношей и две девушки - делегаты от некой молодежной организации.
- Скажите, почтеннейший, - переводит мне Бичико Звиададзе их разговор, - как нам жить и что нам делать во пользу родине и себе?
- Берите в одну руку книгу, в другую мотыгу, - советует им писатель. - Садитесь, отужинайте и приходите завтра, поговорим основательней. А сегодня у меня гость из Москвы.
- Самое для меня тяжкое, - признается Отиа Шалвович, - когда люди приходят, а я ничем не могу помочь. Недавно приехал крестьянин из дальней деревни на худой-прехудой кляче. Встал вон тут, опустил глаза, говорит: «У сына опухоль мозга, врачи просят за операцию четыре тысячи, что мне делать?». Я даже не стал спрашивать - четыре тысячи чего? Понятно, что во всей деревне четырех тысяч ни в каких деньгах не собрать. А когда приехал ко мне Саакашвили, я налил ему рюмку и сказал: если хочешь знать, что я ныне думаю, пусть все выйдут. Он ответил, что охрана не может его оставить вне зрения.
Несколько раз я пытался спросить писателя, есть ли в Грузии голодающие, и он сразу уводил разговор на другие темы.
Батуми.
Город Батуми - столица Аджарии - резко отличается от Кутаиси курортной изящностью. Здесь много русских и написано всюду по-нашему. Население улыбается и воздает хвалу президенту.Правда, сам президент недоступен. Его дворец со всех сторон стерегут автоматчики. А чтобы встретиться журналисту даже с пресс-секретарем, нужно представить бумагу официальную!
Совсем юный юноша промчался на шикарной иномарке, и грузный полицейский взял чинно под козырек.
- Это что за тинейджер?! - спросил я удивленно.
- Это мэр города Батуми! - ошарашил меня милиционер.
А В ЭТО ВРЕМЯ
В Сочи Медведев мирил Саакашвили с абхазами
Сначала они беседовали с глазу на глаз - в день прилета до глубокой ночи, а на следующий день к ним присоединился премьер Абхазии Геннадий Гагулия. Вместо запланированных двух часов обсуждение продолжалось целых пять. В итоге договорились:
- о беженцах из Грузии в Абхазию,;
- об открытии сквозного железнодорожного сообщения Сочи - Тбилиси;
- о модернизации каскада Ингури ГЭС и строительстве других электростанций в верховьях реки Ингури.
При этом Медведев подчеркнул, что Россия видит решение грузино-абхазской проблемы на основе сохранения территориальной целостности Грузии, но с учетом интересов многонациональной Абхазии.
В конце встречи Саакашвили, видимо, удовлетворенный итогами, сообщил, что Грузию очень заинтересовал новый союз, который заключили Россия, Казахстан, и Белоруссия. «Мы будем сотрудничать с этой «великолепной тройкой», - пообещал президент Грузии.
А потом Медведев и Саакашвили отметили успех переговоров за ужином, на котором, как удалось подсмотреть нашему корреспонденту, подавали блюда русской и грузинской кухни.
После Саакашвили в резиденцию российского президента прибыл президент Белоруссии Александр Лукашенко, который целую неделю катался на лыжах на Красной Поляне. Он рассыпался в благодарностях за то, что Дмитрий Анатольевич позволил ему замечательно отдохнуть в России: «Я так хорошо еще никогда не отдыхал, - заметил Лукашенко. - И вообще мы уже решили, что в России чувствуем себя, как дома».
Самому Медведеву покататься на лыжах не удалось. Во время его пребывания в Сочи лил дождь...
ПС 2008 год.
Это сообщение редактировалось 27.06.2010 в 13:10