Vale> Пересвета покажите 235-му.
Я и священника Охлобыстина каждый вечер в телевизоре вижу, и что? Пересвет на момент битвы такой же монах, как Охлобыстин сейчас священник. Строго по букве церковного закона Пересвет перестал быть монахом в тот момент, когда взял в руки меч. Ну а что летописцы на этом внимание не заостряют, нащывая его "монах", а не "экс-монах", ну так им оно так со всех сторон удобней.
Vale> И монахов Соловецкого монастыря
А еще российская военная история знает такие экзотические боевые подразделения, как детские потешные полки и женские ударные батальоны. Мало ли какие дурости и заскоки у царей порой случались. Ну пожалел царь войск, а может и сам там, будучи "политическим", "срок мотал", и поэтому зуб на соловецкого настоятеля имел - вот взял и снял войска, а монахам сказал "сами выкручивайтесь как хотите", ну и те вздохнули и стали соображать, как им выкручиваться. А уж как там они выкручивались: сами в руки оружие взяли, вынужденно нарушив обет, или заключенных вооружили - это уж я не знаю.
Эх, а какой во втором случае сюжет пропадает. Так и представляю себе Михалкова с окладистой бородой в роли сосланного на Соловки по доносу завистников воеводы, задумчиво глядящего на подплывающие к острову лодки: "А это, сынок, чухонцы" - говорит он стучащему зубами от страха молодому монаху, промеж делом забивая шомполом заряд в пищаль. Даешь бестселлер, оличающий преступления кровавого царского режима! Назвать можно "Штрафдружина", ну или "Утомленные постом"
В человеке всё должно быть прекрасно: погоны, кокарда, исподнее. Иначе это не человек, а млекопитающее